Публикации за 2010 год

04.06.2010

Союз реставраторов в Царском Селе

Масштабная реставрация Царского Села, приуроченная к 300-летию музея-заповедника, вызывает интерес не только петербуржцев, россиян, но и культурной общественности всей Европы. Ход работ курирует городское и федеральное правительство, ее научную и технологическую составляющую жестко контролирует Научный совет ГМЗ и КГИОП Санкт-Петербурга. Ну а исполнителями работ являются реставрационные компании, прошедшие жесткий конкурсный отбор. Подавляющее большинство из них входят в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. На завершающем этапе предъюбилейной реставрации на объектах всемирно известного памятника заняты десять компаний профессионального сообщества.

Античная старина Кухни-руины

Кухня-руина до реставрации Среди памятников Царского Села, не реставрировавшихся с войны, - одно из лучших произведений архитектора Д.Кваренги павильон «Кухня-руина». Этой удивительной постройке потребовался целый комплекс ремонтно-реставрационных и восстановительных работ, которые выполняют ООО «Ресстрой» и ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие».

- Решенная в виде хижины Кухня-руина уникальна тем, что в ее общий архитектурный декор вписаны подлинные античные капители и базы каннелированных колонн, фрагменты барельефов, архитектурного декора, - рассказывает заместитель генерального директора ООО «Наследие» Юлия Логинова. - Все эти разрозненные элементы привезены в Царское Село из Турции во второй половине XVIII века.

Скульптура на фасаде Кухни-руины до реставрации Элемент декора Кухни-руины до реставрации

С ними соседствуют карнизы, известняковые фризы и тяги, выполненные скульптором К.Альбани в античном стиле и состаренные искусственно, а также гипсовые рельефы того же автора, демонтированные в начале 1990-х годов. Сегодня они заменены копиями. На фасаде Кваренги установил мужскую античную статую в руинированном состоянии – у фигуры отсутствуют руки и голова, фрагмент тела. Сейчас решен вопрос о ее музеефикации и экспонирования в условиях интерьера, а на историческое место встанет копия из камнезаменителя.

Изначально павильон предназначался для разогревания блюд во время собраний в Концертном зале, кроме того, в нем находилась небольшая часть мраморов из античной коллекции Екатерины II. Однако внутреннее убранство Кухни-руины не сохранилось, и в течение многих лет здесь располагается пункт охраны. Вот и в проекте комплексной реставрации и ремонта памятника, разработанном еще в 1986 году СНПО «Реставратор» Ленгорисполкома, предусмотрено именно такое его использование. В 2009-м проект подкорректировали в связи с изменениями в состоянии памятника и современными требованиями к такого рода помещениям. Корректировка заключалась в уточнении размеров здания, параметров оконных заполнений и дверных проемов, уровня культурного слоя, отмостки, прочих технических моментов. Все методики по реставрации и консервации были разработаны в 2009 году.

Кухня-руина.Фасад. Дж. Кваренги. Перо, кисть, тушь, акварель. Рисунок в рамке.  Лист № 61. 80-е годы XVIII века

По мнению главного архитектора ГМЗ «Царское Село» Натальи Николаевны Кудрявцевой, основная сложность при реставрации павильона «Кухня-руина» состояла в том, что работы выпали на холодный период года, а зима была очень морозная. Для реставрации мрамора, кирпичной кладки и известняковых вставок нужна устойчивая положительная температура не ниже восьми градусов, поэтому работы задержались до весны.

- Поверхность античного мрамора из-за столь длительного пребывания на открытом воздухе эрозирована, частично утратила авторскую обработку, - говорит Юлия Логинова. – Сначала камень очистили от саже-пылевых, атмосферных и биологических наслоений, затем последовал наиболее ответственный процесс его укрепления и наконец - обработка консервационными составами, защищающими от вредных воздействий окружающей среды.

Помимо античного мрамора, известняковых деталей и кирпичной кладки на фасаде Кухни-руины есть старая штукатурка, которая усиливает архитектурное решение памятника: выполненная фрагментарно, она была искусственно покрыта трещинами. Проведя петрографический анализ известкового раствора, реставраторы изготовили точно такой же. Различия между старыми и «новыми» фрагментами штукатурки с вновь созданными шероховатостями, выветренностями, трещинами, видны только специалистам.

К лету Кухня-руина будет радовать посетителей Екатерининского парка подлинной античной стариной.

Александровский дворец «просыпается»

Этот монументальный, строгий дворец в стиле классицизма построен архитектором Д.Кваренги. После войны дворец был передан Музею А.С.Пушкина, который начал в нем восстановительные работы. Но, не закончив их и даже не переехав, в 1951 году, по распоряжению правительства, музейщики вынуждены были отдать царские апартаменты под научно-исследовательский центр Военно-морского флота. Военные, надо сказать, ничего здесь не испортили, но и поддерживающих ремонтов, не говоря о реставрации, не проводили.

Александровский дворец. Рисунок

Посетители Царского Села знают, что с 1997 года в левом крыле дворца разместилась экспозиция ГМЗ, связанная с жизнью императорской семьи, - «Воспоминания в Александровском дворце». А парадная анфилада, сохранившая отделку Кваренги в оригинальном виде, принадлежала военным вплоть до недавнего времени.

Три из семи помещений анфилады – Полукруглый, Портретный и Бильярдный залы – находятся сейчас в реставрации. РК «Интарсия», являющаяся подрядчиком на этом объекте, выполняет и общестроительные работы (например, усиления перекрытий над Полукруглым залом и утепление перекрытий над Портретным и Бильярдным залами), и комплексную реставрацию интерьеров.

Александровский дворец Александровский дворец

Залы отделаны искусственным мрамором, лепным декором, камины и подоконные доски выполнены из натурального мрамора, пол выложен паркетом. После реставрации в трех центральных залах парадной анфилады Александровского дворца разместится экспозиция и они наконец-то откроются для посетителей.

Диковины Эрмитажа

«Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж», - писал известный историк Царского Села И. Яковкин. Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе известен прежде всего двумя своими особенностями. Он не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

- Здесь сохранился в первозданном виде комплексный интерьер Растрелли: с резьбой, позолотой, паркетными полами, деревянной облицовкой… - говорит главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева. - Утеряны и воссозданы только живописные плафоны и канделябры.

Большой зал павильона Эрмитаж

Роскошный, изысканный павильон предназначался для отдыха и обедов царской семьи в кругу избранных гостей, и это обстоятельство имеет принципиальное значение. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в Эрмитаже были сооружены подъемные столы и канапе - механизмы с ручным приводом.

- Проект не имел аналогов в России того времени, - дополняет генеральный директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец (компания выполняет комплексную реставрацию интерьеров и подъемных механизмов павильона «Эрмитаж»). - В Петергофе, к примеру, было подъемное кресло на одного человека, а здесь – два канапе, рассчитанные на группу. Кроме того, там опускалась и поднималась средняя часть стола и «подтарельники» для отдельных блюд. Здесь же после завершения трапезы все пять столов опускали вниз, а их место занимал выдвижной паркет. Таким образом получался просторный танцевальный зал.

Прежние механизмы, по оценке реставраторов, сохранились на 40-60 процентов. Некоторые узлы и элементы пришлось дорабатывать самостоятельно, так как их чертежи до нашего времени не дошли.

Подъемный механизм павильона Эрмитаж

Вообще-то реставрация Эрмитажа началась в 1960-е годы и проходила этапами, по мере поступления средств, а к 1990-м годам была практически закрыта на середине пути. В 2006 году толчок к ее продолжению дал кредит Всемирного банка развития и реконструкции, выделенный на реставрацию Дикой рощи и канала, входящих в эрмитажный комплекс, а также эрмитажной кухни и фасадов самого Эрмитажа. Эти масштабные работы подтолкнули музей к единственно верному решению - изыскать средства также и на реставрацию интерьеров. Нынешним летом, впервые после войны, эта жемчужина садово-парковой архитектуры будет открыта для публики.

Кабинет павильона Эрмитаж

Посетители смогут увидеть механизмы в действии, обещают музейщики. Небольшими группами по 10-15 человек можно будет подняться по винтовой лестнице в парадный зал и осмотреть уже накрытые столы: центральный и два угловых. Третий угловой стол будет опущен, проем закрыт, а четвертый – приведен в действие. Подъемные канапе, увы, не сохранились. Их место еще в XIX веке заняли две винтовые лестницы, однако остатки уникальной конструкции находятся в подвале Эрмитажа.

Церковный флигель хранит тайны

В этом роскошном здании, примыкающем к Екатерининскому дворцу, размещаются музейные фонды ГМЗ «Царское Село», и по этой причине его техническое, инженерное оснащение должно соответствовать требованиям хранения культурных ценностей. Реконструкцию здания и его приспособление для современного использования выполнило ООО «Ресстрой».

Работа проведена очень серьезная. Усилены все несущие конструкции в расчете на новые нагрузки - размещение библиотеки, фондов живописи, графики и рукописных фондов. Здание оборудовано современными системами безопасности и доступа в помещения вплоть до сканирования сетчатки глаза. В нем поддерживается нужный температурно-влажностный режим.

- Система кондиционирования сложная, многоуровневая. Проблема в том, что разным фондам требуются разные условия, поэтому центральный кондиционер подает воздух усредненных параметров, а корректирующая аппаратура на каждом этаже и в конкретных помещениях доводит показатели до нужных параметров, - говорит генеральный директор компании-генподрядчика «Ресстрой» Геннадий Кравец. - Из подлинного декора в интерьерах Церковного флигеля сохранились печь и камин. При реконструкции их разобрали, пронумеровали буквально по кирпичикам и потом собрали снова, отреставрировав и восполнив утраты. Отреставрировали и парадную лестницу.

Элемент купола Церковного флигеля Екатерининского дворца Комплексная реставрация интерьеров самой церкви, расположенной внутри флигеля, еще предстоит, на данном этапе она законсервирована. Однако сложная, в своем роде уникальная пятикупольная конструкция, созданная в 80-х годах XIX века по проекту архитектора А.Ф.Видова, приведена в полный порядок. Как пояснил Геннадий Кравец, не только купола, но и барабаны куполов представляют собой пространственные стержневые, металлические конструкции. Причем облицовка конструкций была выполнена из так называемой желтой меди, это самый первый аналог латуни. Большое количество цинка в сплаве привело к старению и полному разрушению облицовки. Чтобы не повторять ошибки прошлого, сегодня барабаны куполов решено покрыть обычной медью.

Конструкция ферм имела тройной запас прочности, но при этом не учитывала ветровую нагрузку (видимо, как предполагают реставраторы, в то время ее не умели просчитывать). При обследовании выяснилось, что тяги частично погнуты, частично повреждены осколками во время войны. Чтобы понять, как исправить ситуацию, создали компьютерную модель купольных ферм и, ориентируясь на нее, упрочнили конструкцию. А отреставрированные и заново закрепленные кресты домовой церкви покрыли золотом.

Мосты, по которым хочется гулять

Некоторые царскосельские мосты еще недавно навевали только уныние. Соединяющие острова и берега, ведущие к павильонам, они являются неотъемлемой частью парковых маршрутов. Вот и спешили по ним прохожие, не вглядываясь в детали. Сегодня на этих мостах хочется подолгу стоять, все в них дышит красотой и историей.

Особенно радуют глаз два Китайских моста на Крестовом канале в Александровском парке. Выполненные по проекту Ч.Камерона в дереве, они почти сразу были перестроены в металле. Их архитектурные элементы выкрасили масляными красками в яркие цвета восточной палитры, а отдельные детали позолотили.

Китайский Мост до реставрации Китайский Мост до реставрации

Несмотря на то, что реставрационные работы на мостах в XIX - начале XX в. проводились неоднократно, 2009-й год они встретили в удручающем состоянии: каменные устои подмыты, металлические арки мостов сильно коррозированы, настилы из чугунных досок в аварийном состоянии, декоративные портики обрушились. Реставрацию Китайских мостов выполнили мастера ЗАО РПНЦ «Специалист». В том числе - тщательно отреставрировали сохранившиеся подлинные конструкции и детали 1780-х годов, восстановили утраченные элементы и полихромную окраску.

- Особую сложность для нас представили декоративные выколотные детали в виде «драконов», расположенные на портале одного из мостов, - рассказывает главный инженер компании «Специалист» Леонид Курганский. – Детали не сохранились, и работали мы по фотографиям и архивным документам. Научный совет ГМЗ и КГИОП уделили этой работе пристальное внимание, согласование проводилось на каждом ее этапе: утверждались эскизы художника, проект архитектора и отдельно – цветовая гамма. К счастью, в Китайской деревне сохранились раскрашенные драконы, которые были приняты за образец.

Китайский Мост после реставрации Китайский Мост после реставрации

Сегодня Малым Китайским мостам возвращен первозданный вид. Вот только историческая масляная краска, как недолговечная, была заменена на современное уретановое окрасочное покрытие.

Готовится к сдаче и мостик у павильона «Кухня-руина» в Екатерининском парке, который реставрирует та же компания – «Специалист». Время не пощадило и этот памятник. В частности, на нем не сохранился ни один из элементов литого металлодекора в виде гирлянд. Отыскав дореволюционные фотографии, реставраторы воссоздали гирлянды заново.

Любопытно, что в ходе работ мастера обнаружили в проекте неточность. Перильные решетки моста закреплены в тумбы из розового мрамора, на которых проектом были предусмотрены обычные в таких случаях покрышки («шапки»). Но реставраторы заподозрили, что «шапок» здесь никогда не было. И снова были найдены дореволюционные фотографии, подтверждающие эту догадку. Так – совместными усилиями теоретиков и практиков - мосту возвращен первозданный вид.

Мостик у другого павильона Екатерининского парка - «Концертного зала» – знаменит тем, что это первый металлический мост в Европе, сохранившийся до нашего времени. Он изготовлен по рисунку и модели Д.Кваренги и повторяет чугунный Коалбрукдейлский мост, построенный в Англии несколькими годами раньше.

Специалисты ООО «Матис» - подрядчика на этом объекте - укрепили устои моста, расчистили и отремонтировали известняковую облицовку, восполнив на ней утраты, отреставрировали металлические поверхности и камень. В частности – воссоздали мраморные покрышки на тумбах и изготовили недостающие бронзовые розетки. Благоустроена и территория вокруг обновленного мостика. Гулять по нему теперь – одно удовольствие.

Экзотика Скрипучей беседки

Стилизованная под китайскую пагоду Скрипучая беседка архитектора Ю.М.Фельтена, даже лишенная многих декоративных деталей и былой красочности, будоражит воображение. На этом объекте, требующем глубокой научной реставрации, заняты сразу четыре компании Союза реставраторов. За столярные работы на дверях, окнах и лестнице отвечает ООО «РестАрт», а за реставрацию и воссоздание лепного декора - ООО «Сфера 21 век».

- На момент начала общей реставрации лепной декор находился в плачевном состоянии, - рассказывает заместитель директора по реставрации ООО «Сфера 21 век» Юлия Кононова. – Из элементов сохранились подкарнизные полукруглые розетки и обрамления проемов, да и то, как выяснилось позже, не «родные», а воссозданные в 1954-1955 годах. Полностью утрачены барельефы драконов, цветочные наддверники, декор в виде китайских зонтиков, которые, собственно и выражали стилистику шинуазри.

Скрипучая беседка Скрипучая беседка Скрипучая беседка Скрипучая беседка

К счастью, сохранились чертежи 1954 года, которые были взяты за основу при нынешней реставрации. Но некоторые детали на этих чертежах вызвали сомнения, например, лапа одного из драконов. В Китае драконов изображали с лапами тигра или орла, в Европе можно было встретить петушиные лапы или лапы пресмыкающихся. В нашем случае все это не было похоже на изображение в чертежах. Начались поиски аналогов в архивах КГИОП, Интернете, исторической литературе… Консультировались мы и со специалистами отдела Востока Эрмитажа. Оказалось, что к нашему случаю больше подходит вид птичьей лапы отряда поганкообразных. (К этому отряду относятся северные птицы, каждый палец которых оторочен кожистой плавательной лопастью.) «Утиная» голова дракона косвенно подтвердила эту версию.

- Что касается искусственного мрамора, которым отделан центральный зал, то сначала нам показалось, что он находится в более или менее приличном состоянии, но обследование показало, что его основа разрушена, мрамор от нее отслоился и держался на честном слове, - продолжает начальник отдела технологий и качества фирмы-генподрядчика ООО «Краски Города» Федор Морозов. - Пришли к решению, что будем практически полностью воссоздавать искусственный мрамор по сохранившимся образцам, то есть по оригинальной технологии, которую использовали при строительстве. Это должна быть не просто красивая вещь, а максимально приближенная к оригиналу.

На фасаде реставраторы устраняют прежние ремонтные заплаты, содержащие цемент, и возвращают на место историческую штукатурку на основе извести. Фасад Скрипучей беседки предполагается разделать под мрамор по оригинальной фресковой технологии, с применением запатентованного немецкого материала - высокодиспергированной извести. Методику окраски готовят технологи компании «Рестауро СПб», имеющей беспрецедентную в России практику применения этого ноу-хау.

- Высокодиспергированная известь является очень активным связующим материалом для различных реставрационных составов, и при этом максимально приближеным к исторической субстанции, - говорит генеральный директор «Рестауро СПб» Юрий Загвозкин. – Мельчайший размер частиц извести обуславливает ее уникальные свойства - сцепление с поверхностью двумя способами: химическим и электростатическим, а также трехмерную кристаллизацию. Для каждого конкретного объекта ставится своя задача и, соответственно, разрабатывается своя рецептура изготовления реставрационного состава. В случае со Скрипучей беседкой подготовлены краски для росписи фасадов методом фресковой живописи, имитирующей мрамор.

Екатерининский дворец

Визуальное восприятие окрашенной таким способом поверхности также выгодно отличается от привычного. Благодаря кристаллизации и отражению света цвета выглядят особенно насыщенными.

Это, кстати, можно заметить и на фасадах Церковного флигеля Екатерининского дворца, синий фон которого выполнен в 2008 году по аналогичной технологии, разработанной в «Рестауро» совместно с реставраторами из Кельна – партнерами этой компании. В настоящее время реставрация фасадов дворца продолжается со стороны плаца.

Помимо штукатурки и ее окраски реставраторы заняты лепным декором, чугунными балюстрадами, балконными ограждениями с выколотными деталями и ремонтными работами. Вместе с фирмой «Краски Города» - ответственной за весь комплекс работ, здесь трудятся ООО «Матис» и ООО «ВОЗНАР-ЛиК».

Компании Союза реставраторов стали мощной движущей силой в процессе реставрации Царского Села. Эксперты и архитекторы, курирующие и контролирующие этот масштабный проект, не раз полагались на опыт, мастерство, знания и креативность лучших реставраторов нашего города. Поэтому предстоящий юбилей музея-заповедника – праздник европейского масштаба – будет по праву и праздником петербургских реставраторов.

другие статьи за 2010 год »