Саморегулирование

Гильдия реставраторов: первый шаг к СРО

Перевод реставрационной деятельности на рельсы саморегулирования, пожалуй, событие давно ожидаемое. Еще 16 сентября 2010 года по инициативе Комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры прошли общественные слушания на тему «Актуальные проблемы правового регулирования реставрационной деятельности». Позволит ли введение системы СРО решить актуальные проблемы отрасли? На вопросы журнала «Саморегулирование&Бизнес» отвечает председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга доктор технических наук, профессор Нина Шангина.

- Нина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о развитии реставрационного дела в Северной столице. Как на сегодня обстоят дела в Вашей отрасли?

- О развитии реставрационного дела в Северной столице говорить можно долго. Сохранение петербургских памятников культурного наследия – это одно из приоритетных направлений политики городских властей, КГИОП прилагает огромные усилия к сбережению каждого памятника, и реставрационных работ в городе очень много. Наши реставраторы ведут их на высочайшем профессиональном уровне. Это – не моя оценка, это мнение мирового профессионального сообщества. Наши предприятия ежегодно получают престижнейшие международные награды. В 2010-м проект приспособления памятника федерального значения Каменноостровский театр был удостоен золотой медали Международной профессиональной выставки Denkmal; высокую оценку нашим достижениям в деле сохранения Петербурга как объекта культурного наследия дала "миссия реактивного мониторинга" ЮНЕСКО. Немало у реставрационной отрасли Петербурга и научных достижений.

При этом почивать на лаврах петербургским реставраторам не приходится, сегодня перед нами немало еще не решенных задач. Как вы уже, конечно, знаете, в наступившем году нашу отрасль ждут серьезные организационные изменения – переход реставрационного бизнеса на саморегулирование. Изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" с дополнениями о саморегулируемой организации реставраторов еще не приняты, но законопроект уже готов и ожидает второго чтения в Государственной думе РФ. Союз реставраторов Санкт-Петербурга в связи с этим принял решение о создании некоммерческого партнерства «Гильдия реставраторов», в которое уже сегодня могут вступать реставрационные компании, понимающие необходимость членства в профильной саморегулируемой организации.

- Расскажите, пожалуйста, о Союзе. Почему было принято решение взять на себя дополнительные обязательства и получать статус СРО?

- По сути своей Союз реставраторов изначально является саморегулируемой организацией. За десять лет существования Союза мы успели хорошо отладить основные механизмы саморегулирования: существует комиссия по качеству и конфликтная комиссия, в состав Союза входят не только подрядные, но и проектные организации, и аккредитованные лаборатории, и поставщики материалов.

Более того, когда было отменено государственное лицензирование в строительстве и для получения права на проведение строительных работ стало необходимым вступление в строительные саморегулируемые организации, этот вопрос напрямую коснулся реставрационных компаний. Ведь их деятельность наряду с реставрационной лицензией требует и допуска к строительным работам. Союз реставраторов успешно решил эту проблему. На базе Союза был создан филиал «Реставраторы Санкт-Петербурга» в составе саморегулиемой организации некоммерческого партнерства «Балтийский строительный комплекс». НП БСК - одна из крупнейших саморегулируемых организаций в России, объединяющая 2106 компаний строительного комплекса из различных регионов страны.

Филиал активно работает, и реставрационные компании имеют свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов.

Конечно же, имея такой опыт, Союз реставраторов, объединяющий сильнейших профессионалов отрасли, посчитал необходимым создание на своей базе саморегулируемой организации реставраторов. Первый шаг сделан – некоммерческое партнерство «Гильдия реставраторов» уже существует и принимает новых членов. Кстати, Гильдия открыта для реставрационных компаний всей России – не только петербургских. Нам важно собрать настоящих профессионалов, вместе с которыми можно будет эффективно регулировать реставрационный рынок.

- Расскажите, пожалуйста, как идет становление системы саморегулирования в области реставрации. Считаете ли Вы, что необходимость введения саморегулирования в реставрационной отрасли уже назрела? Почему?

- Для меня очевидно, что будущее любого бизнеса - за объединением профессионалов на позициях взаимовыгодного, открытого, честного партнерства. Что же касается передачи контроля за работой профессионалов (проще говоря, функции выдачи допусков) саморегулируемым организациям, в реставрации такое преобразование необходимо. Мы, реставраторы, не имеем права на ошибки. Мы не можем себе позволить выпускать на рынок непрофессионалов. Ведь наша задача – сохранять артефакты культуры. Если мы что-то из своего наследия утратим – по недосмотру ли, по ошибке – потерю невозможно будет вернуть. Поэтому на реставрационном рынке должна применяться самая эффективная система контроля за качеством работ и соблюдением требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", других федеральных законов, технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил осуществления работ по сохранению объектов культурного наследия. Такой эффективной системой станет саморегулирование. В сегодняшних условиях за брак в реставрационных работах несет ответственность лишь само проштрафившееся предприятие. А в условиях саморегулирования в высоком качестве работ будет напрямую заинтересовано целое объединение профессионалов, выдающее допуски и несущее ответственность за свои компании.

- Будут ли способны саморегулируемые организации обеспечить необходимый уровень оказания услуг?

- Конечно, саморегулирование необходимо правильно организовать, и тогда именно благодаря ему мы получим шанс разрешить многие существующие проблемы. Саморегулируемая организация несет ответственность за каждую из своих компаний, и от брака, допущенного одной из фирм, страдают все члены, формирующие общий компенсационный фонд. Таким образом такие организации экономически заинтересованы в том, чтобы допуск могла получить только компания, действительно доказавшая свою профессиональную состоятельность. А саморегулируемые организации, в которых будут недостаточно хорошо отлажены системы аудита, контроля качества, внутренние правила, - просто не выживут.

- Может ли государство вообще устраниться от контроля, уступив место СРО? Как, с Вашей точки зрения, должно выстраиваться взаимодействие СРО и государства?

- Конечно, нет. И, насколько я понимаю, об устранении государственного контроля речь не идет. Логика выстраиваемой системы такова: саморегулируемая организация реставраторов контролирует входящие в нее компании, а государство, в свою очередь, контролирует деятельность всего объединения. Кроме того, допуски будут выдаваться не «на глазок», не по принципу «нравится компания – или не нравится». Будет существовать определенный государством пакет документов, на основании которых выдаются допуски. Анализом заявок от реставрационных компаний будут заниматься саморегулируемые объединения - но в строгом соответствии с правилами, законодательно прописанными и общими для всех.

- Охотно ли, по Вашему мнению, реставрационные компании будут входить в саморегулируемые организации? Если нет, то почему? Если да, то какие «плюсы» (преимущества) для компании предоставляет членство в СРО?

- Как только в реставрации будут отменены государственные лицензии, членство в саморегулируемых организациях станет для каждой реставрационной компании необходимостью, потому что только через такое членство можно будет получить допуск к профессиональной деятельности.

Что касается других преимуществ - то они есть, и их немало. Вступая в саморегулируемую организацию, компания получает информационную и юридическую поддержку, дополнительную финансовую защиту. В случае какого-либо ЧП для каждого члена будут предусмотрены страховые гарантии. Каждого профессионала интересует обмен опытом, повышение квалификации, тесное взаимодействие с профессиональным сообществом – и это тоже обеспечивает участие в саморегулируемой организации.

В свою очередь, саморегулируемая организация, как крупное объединение сильных профессионалов, станет серьезным игроком реставрационного рынка, сможет участвовать в работе различных комиссий, комитетов, входить в общественные и экспертные советы. Эти возможности объединенной организации в конечном итоге будут выгодны каждому из ее членов.

Неслучайно уже сейчас, несмотря на то что регистрация реставрационных саморегулируемых организаций еще не началась, созданная нами «Гильдия реставраторов» (по сути, будущая саморегулируемая организация) уже вызывает у реставрационных компаний высокий интерес.

- Есть ли противники саморегулирования в отрасли? Какие аргументы чаще всего приводятся?

- Противники, как у любого нового начинания, конечно, есть. Хотя даже те, кто позиционирует себя как «противник», говорят скорее не об отрицании идеи саморегулирования, а о необходимости уточнять отдельные положения соответствующих законов. Кто-то выражает опасения, что слишком высокие требования к потенциальным членам, немалые взносы в компенсационный фонд закроют дорогу на рынок предприятиям малого и среднего бизнеса. Говорят о риске возникновения мошеннических, «коммерческих» саморегулируемых организаций, которые будут, попросту говоря, торговать допусками. Все эти опасения правомерны, и озвученные проблемы должны объединенными усилиями решать профильные государственные институты и профессионалы реставрационного рынка.

Ксения Иванова-Погребняк, журнал «Саморегулирование&Бизнес»

все статьи »