ООО «Британский страховой дом»

Аллея славы

Борис Николаевич Лебедев

Борис Николаевич Лебедев Борис Николаевич Лебедев родился в 1928 году в Ленинграде. С детства он отличался тонким художественным вкусом и способностью к рисованию. В городе Казани, куда 12-летним подростком Борис вместе с мамой попал в войну, он закончил и общеобразовательную, и детскую художественную школу. Случайно прочитав в газете о наборе в ЛВХПУ (сегодня - Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), послал в училище свои рисунки и вскоре получил вызов. Увы, но когда Борис Лебедев пришел в приемную комиссию ЛВПХУ, ему сообщили, что набор уже закончен. Понимая затруднительность положения юноши из Казани, работники комиссии отправили его в Ленинградское художественно-реставрационное училище, где Лебедева зачислили сразу на третий курс. Спустя два года, в 1947-м, он уже приступил к работе в составе Архитектурно-реставрационных мастерских, ставших вскоре СНРПМ.

Судьба была благосклонна к таланту Бориса Лебедева: даже в армии он работал художником-оформителем при Главном штабе Ленинградского военного округа, то есть не покидал полюбившийся город и был занят любимым делом. В течение многих лет он совершенствовал свое мастерство: закончил 4-годичный курс Высшего Художественного училища им. А.Л.Штиглица, а затем 3-годичные рисовальные классы Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. По итогам учебы в «Репинке» Лебедева наградили серебряной медалью и путевкой в Италию, цель которой была – познакомить талантливых художников с работами великих мастеров прошлого.

Трудовая биография Б.Н.Лебедева продлилась более 60 лет. После СНРПМ он работал в составе Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства, а с 1997 года – в ООО «Ресстрой». На пенсию Борис Николаевич вышел в 2004 году, будучи художником-реставратором первой категории.

Среди работ Лебедева – реставрация и восстановление монументальной живописи Горного института, Исаакиевского, Казанского соборов, Русского музея. Он возвращал жизнь плафонам и монументальным полотнам дворцов Павловска, Петергофа, Пушкина, Гатчины, Инженерного замка, Зимнего дворца.… Борис Лебедев работал в легендарной бригаде Я.А.Казакова вместе с В.Г.Корбаном, В.Г.Журавлевым, И.О.Алексеевым…

Много лет Борис Николаевич посвятил реставрации Екатерининского дворца. В середине XX века, в частности, он принимал участие в восстановлении живописного плафона Большого зала, площадью 850 кв. м. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в реставрационной практике, поскольку нигде в мире не брались за воссоздание монументальной живописи уничтоженных войной памятников.

В 1970-х годах, еще до того как Совмин РСФСР принял постановление о воссоздании Янтарной комнаты Екатерининского дворца, было решено вернуть живописный плафон этого помещения, безвозвратно утраченный во время войны. Вместо погибшего полотна в Янтарной комнате поместили увеличенную копию эскиза итальянского художника Дж.-Б.Тьеполо «Свадьба Сатурна» из собраний Государственного Эрмитажа. Росписи предшествовала кропотливая работа по сбору иконографического материала, поиску технологий и решений. В этой работе, как и собственно в воссоздании плафона, самое активное участие принимал Б.Н. Лебедев.

Его участие в судьбе уникального памятника этим далеко не ограничилось. Спустя десять лет Лебедев вошел в состав Совета по воссозданию Янтарной комнаты. Будучи реставратором, имевшим огромный практический опыт и соответствующие теоретические знания, он помогал мастерам-янтарщикам глубже постигать стилистику и художественные особенности декора Янтарной комнаты, а позднее, в 1999 - 2003 годах, участвовал в повседневном контроле и приемке работ в процессе воссоздания Янтарной комнаты.

В 1993 году Борис Николаевич Лебедев был удостоен Госпремии РФ за комплекс работ по воссозданию и реставрации монументальной и станковой живописи в памятниках архитектуры Санкт-Петербурга и его пригородов. Художник по призванию, Борис Николаевич никогда не забывает о работе. Сегодня он трудится над портретом своей неизменной спутницы жизни Зои Сергеевны и думает о художественном образовании младшей внучки, в которой проявился талант ее деда.

все статьи »