Аллея славы

Иван Григорьевич Уралов

Иван Григорьевич Уралов Иван Григорьевич Уралов родился в 1948 году в Ленинграде. Его родители познакомились в театре города Омска, где офицер, прошедший войну, работал инженером-электриком, а молодая балерина Малого оперного театра Ленинграда находилась в эвакуации. В Ленинград вернулись мужем и женой, а вскоре появился и их первенец. Вся родня Ивана по материнской линии была связана с театральным и изобразительным искусством. И все, кроме матери, погибли в войну, поэтому на Ивана Уралова с рождения был возложен своего рода долг перед предками. Он в высшей степени оправдал ожидания.

Иван закончил среднюю Художественную школу при Институте живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, а в 1973 году получил диплом этого вуза. Известный петербургский и творческий коллектив художников - Сергей Репин, Василий Сухов, Никита Фомин и Иван Уралов (группа «ФоРУС») - сложилась еще в школе. Мечтая о синтезе архитектуры и искусства, друзья закончили мастерскую монументальной живописи под руководством профессора А.А. Мыльникова. В течение без малого сорока лет они плодотворно работают на благо Санкт-Петербурга.

Иван Уралов - участник более 100 выставок в России и за рубежом. Его работы находятся в российских и зарубежных музеях и частных собраниях. Храмы и монументы, гостиницы и административные здания, станции метрополитена, библиотеки Петербурга и Москвы украшены картинами, рельефами, мозаичными панно и живописными плафонами работы Ивана Уралова и его товарищей. Главной творческой удачей группы Заслуженный художник России Уралов считает работу над мозаичными панно «Блокада» и «Победа» для монумента Героическим защитникам Ленинграда, за которую авторы были удостоены Государственной премии РСФСР в области архитектуры.

С 1994 по 2004 годы Иван Григорьевич занимал пост заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга - Главного художника города. Именно в этот период он сделал особенно много в целях сохранения уникальной городской среды Петербурга. В то время бурной коммерциализации сложнее всего было сдерживать наступление рекламы и многочисленные настойчивые попытки вмешательства в исторический контекст. Среди многих возвращенных тогда из забвения художественных объектов и памятников Иван Григорьевич называет Метеорологический павильон Лансере, установленный на Малой Конюшенной улице, герб России, сменивший на фронтоне Смольного герб РСФСР, колонну Славы на Измайловском проспекте, рядом с Троицким собором, бюст А.С.Пушкина возле Института литературы РАН, три больших ранее утраченных памятника Петру I и так далее.

Более 30 лет профессор Иван Григорьевич Уралов преподает в Институте им. И.Е.Репина Российской Академии Художеств, пять лет – в Санкт-Петербургском Государственном Университете, где до недавнего времени в составе Университета руководил Институтом искусств, а теперь заведует Кафедрой изобразительного искусства Факультета искусств. Реставрационное отделение РАХ и программа «Искусство реставрации» СПбГУ, в работе которых активно участвует И.Г.Уралов, по его мнению, выпускают прекрасных специалистов. Иван Григорьевич убежден, что реставрация – самое благородное направление в искусстве Санкт-Петербурга.

Иван Уралов входит во Всемирный клуб петербуржцев. Под его руководством в течение нескольких лет действует «Круглый стол», посвященный проблемам сохранения городской среды,и формируются «Белая», «Красная» и «Черная» книги. Здесь, в разных «цветовых» частях, зафиксированы явные архитектурно-реставрационные удачи, спорные работы и возможные утраты, а также примеры грубого нарушения петербургских градостроительных и архитектурных традиций.

Объекты, занесенные в «Белую книгу», отмечаются «Знаком соответствия» Всемирного клуба петербуржцев, а их «паспорта» передаются для учета в КГИОП. Есть «Знак соответствия» и у самого Ивана Григорьевича. «Однако я служу Санкт-Петербургу, вовсе не ожидая за это наград и не рассчитывая на благодарность. Просто иначе не могу»,- говорит Иван Уралов.

все статьи »