ООО «Британский страховой дом»

Аллея славы

Лев Николаевич Соколов

Лев Николаевич Соколов Лев Николаевич Соколов родился в 1928 году в городе Грязовец Вологодской области. Все тяготы военных лет он разделил с матерью – в семье было четверо детей. Отец с фронта так и не вернулся, а вскоре после войны повзрослевший Лев Соколов тоже уехал из родных мест. Дело в том, что в Педагогическом училище Грязовца, в которое Лев Соколов поступил после 7-го класса школы, предмет «Рисование» вела эвакуированная из Ленинграда преподавательница ЛВХПУ (сегодня - Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Разглядев в юноше талант, она посоветовала ему поехать учиться в город на Неве.

В 1946 году, сдав на отлично рисунок, Л.Н.Соколов, был зачислен в Архитектурно-художественное ремесленное училище АХРУ №11. По воле обстоятельств он не успел на вступительные экзамены в ЛВХПУ, куда собирался, а ждать целый год в чужом городе без средств к существованию не имел возможности.

Дипломом художника-реставратора монументальной и станковой живописи Лев Соколов не ограничился и по завершении АХРУ в течение года посещал курсы рисунка при Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Как и все предшествующие годы учебы, его рисунки и здесь ставили в пример сокурсникам.

Проработав по специальности всего год, в 1950 году Л.Н.Соколов ушел в армию, и в течение трех с половиной лет был лишен любимого занятия. Вернувшись в Ленинград, Лев Соколов устроился в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские (позднее – предприятие «Реставратор») и с головой окунулся в долгожданную работу. Его первым объектом стала Петропавловская крепость - собор Петра и Павла, живопись которого была в удручающем состоянии. Холод и сырость привели к тому, что живописный слой плафона и пилонов буквально свисал лоскутьями. По иронии судьбы, последней работой Л.Н.Соколова в составе предприятия «Реставратор», которому он отдал 45 лет, был тот же собор Петра и Павла, где в 1995-1997 году Соколов возглавлял реставрацию икон.

В списке объектов, на которых работал Л.Н.Соколов, более 30 наименований. Практически все из них имеют всемирную известность: Екатерининский, Юсуповский, Таврический, Большой Петергофский, Мариинский, Меньшиковский дворцы; Исаакиевский, Петропавловский соборы и Александро-Невская лавра; Адмиралтейство, Русский музей и Эрмитаж; Мариинский театр и АБДТ им. М.Горького; особняк Кочубея, Монплезир в Петергофе и Катальная горка в Ломоносове…

В начале 1970-х годов в составе бригады лучших художников-реставраторов Ленинграда Л.Н.Соколов дважды ездил в длительные командировки в Москву - реставрировать монументальную живопись залов Большого Кремлевского дворца. А в конце 1990-х, по рекомендации ведущих специалистов-музейщиков, год провел в международной командировке в Германии – занимался реставрацией портретов XVIII-XIX веков и икон XV-XVIII веков, а также проводил мастер-классы.

Говоря о прошлом, Лев Николаевич в основном улыбается: «Каждый год был наполнен творчеством и любимой работой, результатами которой можно гордиться». Отдельная глава воспоминаний Л.Н.Соколова – это его учителя и коллеги, немало повлиявшие на его трудовую биографию: О.Ю.Педаяс, И.Н.Бенуа, М.Г.Колотов, В.Г.Корбан, Н.И.Оде, О.К.Оде и другие. С особой благодарностью он вспоминает наставника, известного художника-реставратора Рудольфа Петровича Саусена: «Именно он показывал нам, юным реставраторам, необходимые технические приемы, передавал нам свой бесценный опыт работы».

Сам Лев Николаевич – основатель реставрационной династии. Его сын Игорь Соколов возглавляет реставрационную компанию ООО «Юнона». Благодаря поддержке отца, семь лет проработавшего в «Юноне», фирма прочно встала на ноги. Более того, династия продолжается: внук Андрей работает на семейном предприятии и в будущем готов сменить отца.

Л.Н.Соколов - художник-реставратора I категории, обладатель нагрудного знака «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени, уверен: «Сейчас очень важно не потерять тот бесценный опыт, который был накоплен в нашем городе годами реставрационной работы. Нужна преемственность. Мое главное пожелание современникам - сохранить и возродить эту преемственность»

все статьи »