Аллея славы

Вера Ильинична Выхристюк

Вера Ильинична Выхристюк Вера Ильинична Выхристюк родилась в Псковской области в 1942 году. Уже в конце войны они с мамой оказались в Гатчинском районе Ленинградской области. Здесь и прошло ее детство.

Девочка росла романтичной мечтательницей, идеалисткой, всей душой верила в добро и тянулась к красоте. Она много и с увлечением читала, вдохновенно занималась общественной работой – была секретарем школьной комсомольской организации. По сей день Вера Ильинична больше всего ценит человеческую самоотверженность, честность, бескорыстие. Высокие свойства своей души она пронесла через всю жизнь.

Как и подобает книжной девочке со светлыми идеалами, в юности Вера мечтала стать учительницей. Но все сложилось иначе.

Семья жила небогато, Вера была старшей из детей, и сразу по окончании школы она задумалась о необходимости зарабатывать. Выбрала профессию маляра-штукатура, окончила профильное училище и в 1961 году пришла на работу в трест «Фасадремстрой». Тогда она еще не знала, что дело восстановления фасадов прекрасного города увлечет ее настолько, что она проработает в этой организации всю свою жизнь. Вера Ильинична работает в ЗАО «Фасадремстрой» и сегодня. Место работы она не меняла ни разу.

Штукатуром Вера Ильинична проработала недолго. В организации были прекрасные мастера-лепщики, работа которых восхищала ее. Реставрация лепнины – особое мастерство, овладеть которым достаточно сложно. Но когда однажды Вере Ильиничне предложили попробовать под руководством опытного мастера воссоздать необходимый лепной элемент, к ее собственному удивлению, у нее сразу получилось. Она принялась с увлечением учиться у опытных коллег, перенимая мастерство, и вскоре стала высокопрофессиональной лепщицей.

В 1960-е годы работы по восстановлению фасадов исторических зданий формально не считались реставрационными, но уровень ответственности при их ремонте был высочайшим. В историческом центре Ленинграда было большое количество полуразрушенных, просто погибающих домов, вспоминает Вера Ильинична. Часть из них пострадали во время войны и на тот момент еще не были восстановлены, часть просто слишком долго не подвергались обновлению. Объем работ был колоссальным.

Реставрация лепнины, расположенной на фасадах зданий, – это не только высокое мастерство, но и тяжелый физический труд. Как правило, внешняя лепнина изготовлена из плотных, тяжелых материалов: цемента, бетона, терразита. Работы часто приходилось вести в ускоренном темпе – сроки поджимали. И в этих условиях, как вспоминает Вера Ильинична, она и ее коллеги тем не менее всегда работали с душой, болея за результат труда и за сохранение родного города.

Любовь к своему делу оказалась настолько сильной, что расстаться с ним Вера Ильинична просто не могла. На каждый новый объект – памятник архитектуры – приходили с воодушевлением, с желанием провести работы как можно лучше. Кроме того, в Вере Ильиничне была сильна любовь к коллективу треста, ставшему родным. На фасадах работали искренние, неравнодушные, бескорыстные люди, и общение с коллегами доставляло Вере Ильиничне огромное удовольствие.

Вера Ильинична проработала в «Фасадремстрой» более сорока лет и работает до сих пор. Сегодня трудно найти памятник петербургской архитектуры, в восстановлении и сохранении которого она не принимала участия. Дома Невского, Литейного, Каменноостровского – почти всех центральных улиц и проспектов, Смольный, Таврический, Шереметевский дворец, Эрмитаж, Русский музей – полный список ее объектов кажется бесконечным.

Особенно памятна для Веры Ильиничны реставрация фасадов Петропавловского собора. Здесь невозможно было использовать обыкновенные строительные леса: на такой высоте они были бы неустойчивы, и работа могла быть опасной. Специально для Петропавловки были разработаны леса, позволившие провести работы успешно, – Вера Ильинична с подругой даже сфотографировались у знаменитых курантов, расположенных на колокольне. Мало кто может похвастаться пребыванием на главной высотной доминанте Санкт-Петербурга!

Сейчас, когда Вера Ильинична гуляет по улицам города, ей не верится, что залогом его неотразимости был, в том числе, и ее труд. И тем не менее именно она – скромная и обаятельная женщина, бескорыстная и увлеченная работница – приложила свою руку к сохранению исторического облика исконных петербургских символов.

все статьи »