Аллея славы

Галина Евгеньевна Доля

Галина Евгеньевна Доля Галина Евгеньевна Доля родилась в 1959 году в Мурманской области, куда ее мама – ленинградка, ребенком пережившая блокаду, - уехала по распределению после учебы. Галя с самого раннего детства слушала мамины рассказы о прекрасном городе, в который девочка обязательно вернется. Неудивительно, что после школы она отправилась учиться в Ленинград.

Связывать свою жизнь с реставрацией Галина не планировала – она собиралась поступать в институт легкой промышленности. С профессией, которая стала ее судьбой, Галина встретилась случайно – маленькое газетное объявление о наборе абитуриентов в реставрационное училище могло и не броситься в глаза. Сегодня Галина Евгеньевна и представить себе не может, что жизнь могла сложиться иначе, – она отдала реставрации более тридцати лет жизни, и ни разу за все это время ей не хотелось расстаться с любимой профессией.

Училище Галина закончила альфрейщиком 4-го разряда. Однако в объединении «Реставратор», куда она пришла по распределению, места альфрейщика не нашлось, и Галине предложили попробовать себя в реставрации позолоты. Правда, осваивать специальность пришлось с нуля, потеряв, по сути, заслуженный во время учебы высокий разряд. Галина согласилась, и стала в бригаде позолотчиков ученицей.

Сейчас Галина Евгеньевна уверена, что ей тогда повезло. Потому что реставрация позолоты оказалась ее призванием, делом всей ее жизни, источником вдохновения и настоящей творческой радости.

В «Реставраторе» Галина Евгеньевна работала в бригаде Светланы Николаевны Юдиной, собравшей реставраторов самых разных специальностей, в том числе старых мастеров, у которых можно было поучиться очень многому. И общение с ветеранами ленинградской реставрационной школы, конечно же, не проходило даром. Вдумчивый подход к реставрации мельчайших деталей, тщательное изучение объекта – все эти непреложные принципы работы Галина Евгеньевна усвоила раз и навсегда.

- Нет ни одной вещи, которая была бы похожа на предыдущую, - рассказывает она. – Каждый из мастеров, золотивших предметы, имел свой стиль и почерк, и поэтому какой-то единой техники при реставрации быть не может. Всякий раз приходится искать подход к объекту заново. Можно неделю не притрагиваться к работе и при этом работать – смотреть на вещь, думать о ней, решать, как к ней подступиться...

Одним из первых запоминающихся объектов, на которых работала Галина Евгеньевна, стал четвертый зал Русского музея, в котором надо было выполнить реставрацию позолоты на полименте в авторской технике. Эта задача была новой не только для самой Галины Евгеньевны, но и для опытных мастеров – ранее в реставрации такого почти не практиковалось. До сих пор, приходя в Русский музей, Галина Евгеньевна мысленно отмечает красоту и высокое качество позолоты этого зала.

Впрочем, это происходит с ней не только в Русском музее. За годы, посвященные реставрации, она успела поработать в Художественном училище им. Мухиной, в соборе Петра и Павла Петропавловской крепости, в Мраморном, Строгановском, Большом Петергофском дворцах, в Инженерном замке, она реставрировала позолоту крестов на Исидоровской церкви, на решетке Аничкового дворца, Банковского моста и еще многих других памятниках петербургской архитектуры.

Галина Евгеньевна пользуется большим уважением у коллег-реставраторов. В городе ее знают как выдающегося мастера. Когда в 1990-е годы «Реставратор» прекратил свое существование, с работой в отрасли стало гораздо сложнее. Галине Евгеньевне в эпоху экономических потрясений тоже было трудно – для того чтобы зарабатывать на жизнь, иной раз приходилось месяцами работать без выходных. Но без работы она не оставалась ни одного дня. Прямо из «Реставратора» ее позвали одновременно на реставрацию Казанского собора, который в тот момент только начинал жить как действующий храм, и в компанию «Геликон», директор которой Валерий Иванович Щапов стремился собрать для совместной работы лучших мастеров СНПО. ООО «Геликон» тогда начало вести работы по реставрации Строгановского дворца, и Галина Евгеньевна считает большой удачей то, что ей довелось работать одновременно в двух шедеврах архитектора Воронихина.

Реставрация Строгановского дворца, которую она с коллегами из ООО «Геликон» продолжает вести до сих пор, - одна из самых любимых ее работ. Открытию каждого из залов этого прекрасного дворца предшествовал тщательный, кропотливый труд реставраторов.

Никакие трудности не смогли разочаровать Галину Евгеньевну – она очень любит и свою работу, и город, в котором живет. Она сделала все возможное, чтобы передать любовь к этому городу и своим детям – старый Петербург она вместе с ними исходила буквально вдоль и поперек. Галине Евгеньевне все удалось: ее дети понимают и любят историю не меньше, чем она сама; в реставрации она достигла высочайшего мастерства, и петербургские памятники, в сохранение которых она вложила свою душу, радуют своим обновленным видом петербуржцев и всех, кто любит этот город.

все статьи »