ООО «Британский страховой дом»

Аллея славы

Владимир Николаевич Тимофеев

Владимир Николаевич Тимофеев Владимир Николаевич Тимофеев до сих пор называет себя ленинградцем – не петербуржцем.

– До Петербурга мы еще не доросли, а вот Ленинград, к сожалению, уже потеряли, - с некоторой грустью говорит он сегодня.

Детство Владимира Николаевича прошло в Смольнинском районе Ленинграда, недалеко от Смольного собора. В юности он дружил со многими талантливыми художниками и скульпторами, и это в значительной степени повлияло на его судьбу. После окончания школы он поступил в Академию художеств на специальность «искусствовед», затем последовала аспирантура, а в 1975 году Владимир Николаевич Тимофеев пришел работать в Музей городской скульптуры, с которым оказалась связана вся его дальнейшая профессиональная жизнь. К настоящему времени Владимир Николаевич проработал в музее 38 лет. Из них первые пятнадцать были отданы одному из самых ярких филиалов музея – Литераторским мосткам.

– Некрополи нашего города - это уникальное для России явление, – говорит Владимир Николаевич. – Некрополь Александро-Невской лавры сохранен с XVIII века практически в первозданном виде. Список имен, память о которых хранят Литераторские мостки, потрясает – это великие люди России. Во времена, когда я заведовал этим филиалом, Литераторские мостки пользовались огромной популярностью – у нас проходило до тридцати экскурсий в день. Сейчас, к сожалению, интерес общества значительно снизился. Одна из причин этого – резкое падение уровня образованности граждан, - объясняет Владимир Николаевич этот печальный феномен.

В 1990 году Владимир Николаевич Тимофеев возглавил Музей городской скульптуры. За время, которое прошло с тех пор, изменилось, по его словам, очень многое. Из важных результатов работы музея Владимир Николаевич в первую очередь отмечает то, что музей расширился, появилось несколько филиалов, в частности Мемориальная мастерская Аникушина. Сейчас музей осваивает новый филиал – Уткину дачу в Красногвардейском районе.

Одно из важнейших достижений музея – выработка в нем собственной реставрационной школы. Сотрудники Музея городской скульптуры трудились над реставрацией таких значимых для города объектов, как Ростральные колонны, памятник Екатерине Второй, Медный всадник, Александровская колонна, Нарвские и Московские ворота в Петербурге, Николаевские ворота в Павловске и Египетские - в Царском Селе, скульптурные группы на Аничковом, Банковском, Львином мостах…

– На данный момент самой большой проблемой музея является не то, что время разрушает памятники, – говорит Владимир Николаевич. – Все больше мы сталкиваемся с тем, что их разрушают люди. Не проходит недели, чтобы какой-нибудь из городских памятников не подвергся атаке вандалов. Как правило, это хулиганство никак не связано с политическими воззрениями: от вандализма в равной мере страдают и монументы государственным деятелям прошлого, и скульптуры, не имеющие никакого отношения к политике.

По словам Владимира Николаевича, в деле борьбы с вандализмом важно развить систему наблюдения за памятниками и оперативного реагирования на зафиксированные правонарушения, но главным методом решения проблемы должно все же быть воспитание молодежи. Важно также усиление ответственности за подобные преступления – сегодняшние законы слишком гуманны по отношению к вандалам.

Необходимость постоянного устранения последствий вандализма отбирает у музея время и деньги, которые необходимы для плановых реставрационных работ, и вносит напряжение в работу музейной службы по текущему уходу и содержанию памятников. Очевидные и важные для города успехи этой службы обеспечиваются профессионализмом ее сотрудников и использованием новейших технологических разработок. В вопросах консервации и реставрации музей сотрудничает с петербургским университетом, разрабатывающим методики по борьбе с разрушением памятников, находящихся на открытом воздухе. Также музей городской скульптуры регулярно контактирует с представителями реставрационных сообществ стран СНГ и Италии. Сотрудники музея и самостоятельно ведут масштабную научно-исследовательскую деятельность, кроме того, на базе службы по уходу за памятниками ведется подготовка кадров по реставрации монументально-декоративной скульптуры.

– Мы, наверное, самый посещаемый музей в мире, – улыбается Владимир Николаевич, – ежедневно мимо наших экспонатов – городских монументов, скульптур, памятных досок - проходят около пяти миллионов человек. Работать в этом музее мне всегда было интересно, и, видимо, я счастливый человек – за годы работы удалось много сделать для родного города.

все статьи »