Аллея славы

Борис Николаевич Омётов

Борис Николаевич ОмётовБорис Николаевич Омётов родился в Ленинграде в 1947 году. Сразу после окончания Ленинградского инженерно-строительного института, в 1972-м, молодой архитектор поступил на работу в Государственную инспекцию по охране памятников. Вся дальнейшая профессиональная жизнь Бориса Николаевича оказалась связана с этой организацией. Здесь, работая с лучшими архитекторами старшего поколения, он прошел бесценную профессиональную школу.

- Когда я пришел в ГИОП, я поначалу даже немного испугался, - вспоминает сегодня Борис Николаевич. - Мне предстояло работать с плеядой старых архитекторов, многие из которых начинали свою деятельность еще до войны. Е.П. Наумова, М.М. Налимова, Л.А. Медерский… Знания этих специалистов восхищали нас, молодых архитекторов, и мы стремились учиться у них.

Сначала будучи помощником районного архитектора, а затем самостоятельно курируя реставрационные работы на памятниках центральных районов города, Борис Николаевич Ометов осуществлял надзор за работами по реставрации интерьеров и фасадов зданий Государственного Эрмитажа, Русского музея, Юсуповского дворца, Инженерного замка, Владимирского собора, Соборной мечети и огромного множества бесценных архитектурных памятников нашего города.

Одна из сложнейших работ в его профессиональной биографии – реставрация домика Петра I. Тогда, в 1971-1976 гг., реставраторам пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть памятнику исторических вид. Как вспоминает Борис Николаевич, реставраторы работали с этим памятником, как с иконой, раскрывая оригинальную роспись фасада от девяти слоев масляных и темперных записей. 

Памятна Борису Николаевичу и другая масштабная работа – восстановление плафона Б. Тарсия «Аполлон и музы на Парнасе» в Большом Петергофском дворце. В распоряжении реставраторов были лишь черно-белые фотографии утраченной живописи. Для получения авторских раскладок цвета Борис Николаевич вместе с художником-реставратором В.Г. Корбаном были командированы на родину автора, во Флоренцию, где находились его сохранившиеся этюды.

С большим интересом Борис Николаевич вспоминает реализацию проекта приспособления здания Конногвардейского манежа под Центральный выставочный зал.

В реставрации здания Мариинского дворца особую роль для него играло воссоздание дворцовой церкви.

С 1981 года Борис Николаевич Ометов являлся сначала заместителем начальника, затем главным архитектором, и в 1987-1988 гг. начальником УГИОП. Под его руководством УГИОП проводило активную работу по расширению государственного списка памятников, широкомасштабное изучение историко-архитектурного наследия Ленинграда-Петербурга. В эти годы совместно с реставраторами специалисты УГИОП разрабатывали методику восстановительных работ. Результат этих изысканий имел значение не только для реставрационной школы Ленинграда, но и для всей страны – именно ленинградский опыт был положен в основу многих общесоюзных правительственных организационно-методических документов по охране и реставрации памятников истории и культуры.

- Начало 90-х было трудное время, - вспоминает он. – Тогда отношение нового государства к охране памятников только формировалось, и мне как начальнику УГИОП нередко приходилось сталкиваться с разрешением острых ситуаций.

Последним, и чрезвычайно важным для Бориса Николаевича, событием его профессиональной деятельности стала установка креста на куполе Казанского собора. Тогда же удалось после долгих прений и споров отстоять Васильевский остров, где хотели строить многоэтажные небоскребы, резко нарушавшие панораму города на выходе к заливу.

В последние годы Борис Николаевич на пенсии. На происходящее в реставрационной жизни города он смотрит с оптимизмом.

– Мы порой не замечаем преображения, происходящего на наших глазах, - говорит Борис Николаевич. – Достаточно вспомнить, каким был город двадцать лет назад, чтобы оценить, насколько изменился его внешний вид, сколько памятников возвращено ему за это время.

В 2013 году за выдающиеся заслуги в сфере сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга Борис Николаевич Ометов представлен к награждению знаком «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» II степени.

все статьи »