Острый вопрос

О реставрации Казанского собора. Позиция Союза реставраторов Санкт-Петербурга.

В связи с появлением петиции в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина, Министра Культуры В.Р. Мединского, генерального директора ЮНЕСКО И. Боковой об остановке реставрации Казанского кафедрального собора, Союз реставраторов Санкт-Петербурга считает своим долгом дать разъяснения общественности о ходе реставрационных работ, проводимых на фасадах храма, и высказать свою позицию по данной проблеме.

Казанский кафедральный собор, возведенный по проекту А.Н. Воронихина в 1801-1811 гг., имеет внешнюю отделку, выполненную из натуральных каменных материалов Северо-Запада России. Облицовка здания вместе с декором изготовлена из известкового туфа, добытого в окрестностях Санкт-Петербурга (месторождение «Пудостское»). При использовании туфа в отделке фасадов вследствие излишнего переувлажнения происходит перерождение поверхностей и приповерхностных слоев, которое связано с губительными для туфов химическими процессами. Еще архитектор Андрей Воронихин понимал, что пудостский камень нуждается в защитных мероприятиях в климатических условиях Санк-Петербурга. Поэтому в XIX веке с этой целью храм обмазывался известью. В проекте реставрации храма, разработанном на рубеже 80-90-х годов XX века авторитетным реставратором Сергеем Щадриным, также была заложена защита пудостского (туфового) камня от воздействия техногенных и антропогенных факторов. Доклад о методике консервации Казанского собора был сделан на специализированной выставке Denkmal в 2014 году и заслужил одобрение международных экспертов-реставраторов.

В 1963 году собор был покрашен краской ПВХ, что, как показало время, стало ошибочным. В 2011-2012 гг. проводилась реставрация северного фасада, западного и северного портиков храма. На момент начала реставрации туфовый камень был деструктурирован, грязен, на нем виднелись накрывки известковыми, цементно-известковыми растворами, в том числе и тонированными, а также покраска синтетическими красками на растворителе с целью тонировки и придания защитных свойств туфу от атмосферных воздействий. Интенсивное и постоянное влияние на камень процессов увлажнения приводило к уменьшению прочности известкового туфа вплоть до обрушения отдельных выступающих элементов. На поверхности образовалась гипсовая корка — продукт разрушения камня бело-пегого цвета, к которому привыкли горожане, не понимая, что это болезненные «струпья», разъедающие каменную облицовку собора. На фасаде собора наблюдались трещины раскола блоков.

Нынешняя защитно-декоративная обработка восточной и западной колоннад Казанского собора выполняется строго по реставрационной методике согласованной с Комитетом по государственному контролю и использованию и охране памятников Санкт-Петербурга.

Реставраторы расчистили камень от краски и налетов, применив щадящий метод воздушно-абразивной обработки, который в СМИ ошибочно был назван пескоструйным методом. После этого небольшие утраты камня были домастикованы, в некоторых местах была проведена вычинка камня (его восполнение). Таким образом, колоннады приобрели первоначальные форму и цвет. Оставлять исторический камень незащищенным после расчистки нельзя. Применение каких-либо бесцветных пропиток (напр. гидрофобизаторов или камнеукрепителей), которые, как правило, в составе имеют синтетические смолы недопустимо, т.к. подобные материалы являются для туфа инородными по химическим и физическим свойствам. Поэтому реставраторами была осуществлена классическая консервационная обмазка поверхности камня известью, колерованной в естественный цвет туфового камня. Такая обмазка была применена с целью защиты колоннад от проникающих вредных веществ, присутствующих в дожде, смоге, для правильного регулирования влагообменных процессов в камне. Именно эта обмазка и возмутила горожан, поскольку она изменила цвет собора. Нужно понимать, что привычный за многие десятилетия глазам горожан цвет Казанского собора далек от естественного цвета пудостского камня и является ни чем иным, как тоном разрушающегося, загрязненного красками и продуктами биопоражений туфа.

Защитный слой извести — это обратимый материал, не наносящий вред камню. Он выполняет функцию буферного «жертвенного» слоя и принимает на себя все разрушительные процессы, протекающие в камне. Это обстоятельство во многом служило причиной, почему веками использовались известковые обмазки для сохранения каменных кладок древних зданий.

Все проводимые колеровки тщательно подбирались и согласовывались с экспертами Комитета ГИОП Санкт-Петербурга. После естественного «обветривания» извести туф на Казанском соборе вернется к первоначальному цвету, но не прежнему, загрязненному.

Все вышеизложенные факты позволяют Союзу реставраторов Санкт-Петербурга считать, что обвинения реставраторов и экспертов в некомпетентности и разрушении исторического облика Казанского собора могут привести лишь к одному последствию - нарушению контрактных сроков исполнения реставрационных работ, дополнительным бюджетным затратам и, в конечном итоге, к дальнейшему умиранию фасадов жемчужины каменного зодчества.

все статьи »