13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Виталий Геннадьевич Журавлев родился в 1930 году в деревне Кукушкино Костромской области. Как и многие жители тех мест, известных голодными поморами, его отец вынужден был искать заработки. В 1930-х годах работал на стройках Киришей и Ленинграда, а перед самой войной вернулся домой, откуда и отправился на фронт. В войну на родину приехали и другие родственники, в том числе – эвакуированные из осажденного Ленинграда. Неудивительно, что в 1946 году юный Виталий, обнаруживший талант художника, и сам отправился в далекий северный город.
Он без труда поступил в Ленинградское архитектурно-художественное училище, которое закончил в 1949 году. В течение почти 60 лет трудовой деятельности В.Г.Журавлева его талант был очень востребован. 16 лет Виталий Геннадьевич отдал Архитектурно-реставрационным, а затем Специальным научно-реставрационным производственным мастерским, еще 31 год трудился на Комбинате живописно-оформительского искусства. С 1997 года и до недавнего времени он был художником-реставратором I категории ООО «Ресстрой».
Реставрация монументальной живописи - прежде всего коллективный труд, где каждый незаменим по-своему. В составе бригады ленинградских художников-реставраторов Виталий Геннадьевич дал новую жизнь многочисленным монументальным полотнам и произведениям станковой живописи, украшающим интерьеры петербургских памятников архитектуры. В его послужном списке - работы по воссозданию живописи Исаакиевского собора, Инженерного замка, Горного института, Зимнего, Гатчинского, Павловского дворцов. Каждое полотно требовало нестандартного, творческого подхода. Так, для Аванзала Гатчинского дворца бригада живописцев реставрировала декоративно-аллегорическую картину XVIII века, находившуюся в Смольном институте, а затем в фондах Русского музея. Чтобы полотно вписалось в архитектурную раму потолка, его понадобилось увеличить и частично дописать в характере подлинника.
Большую часть своей трудовой деятельности В.Г.Журавлев посвятил восстановлению Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село». Будучи виртуозным мастером детализации живописных полотен, он принимал участие в восстановлении плафона Большого зала – беспрецедентной по сложности и масштабу работе. Бригадой художников-реставраторов, в которую входил В.Г. Журавлев, восстановлены также живописные плафоны и вставки в Парадных залах Золотой анфилады Растрелли. А в числе его последних работ - восстановление трех Антикамер, общая площадь которых составляет около 1000 квадратных метров.
В 1970-х, когда было принято решение о восстановлении Янтарной комнаты, в первую очередь требовалось воссоздать живописные элементы убранства. При участии В.Г. Журавлева была исполнена роспись верхнего яруса стен, которые, по замыслу Ф.¬Б. Растрелли, имитировали янтарную мозаику. Перед художниками-реставраторами стояла нелегкая задача - повторить объемный янтарный декор. Работа, в цветовом решении которой принимал активное участие В.Г. Журавлев, выполнена настолько профессионально, что посетители воссозданной Янтарной комнаты не всегда могут отличить художественную роспись от янтарных пластин.
Работа В.Г.Журавлева получила широкое общественное признание и государственное одобрение. В 1993 году он был удостоен Госпремии РФ за комплекс работ по воссозданию и реставрации монументальной и станковой живописи в памятниках архитектуры Петербурга и его пригородов. В 2003 году - награжден медалью «За вклад в наследие народов России». Коллеги Виталия Геннадьевича по реставрационном цеху и сегодня пользуются его консультациями, основой которых является бесценный опыт, знания и профессиональная интуиция.