13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Марк Григорьевич Колотов родился в 1926 году в Ленинграде в семье служащих. Его мама была библиотекарем, отец – инженером-теплотехником. «Главное, что дали мне родители в плане личностного развития – это чувство порядочности», - говорит М.Г.Колотов.
В 1952-м он с красным дипломом закончил исторический факультет ЛГУ, однако работать по специальности не захотел. Заниматься «той» историей для него значило идти протии совести: «Я не мог этого делать по причине той самой порядочности».
Первым рабочим местом Колотова стал Музей-памятник «Исаакиевский собор», где можно было применить университетские знания и при этом не кривить душой. С тех самых пор Исаакий прочно вошел в его творческую судьбу. Реставрационные работы тогда в соборе были приостановлены, и вскоре Марк Колотов перешел в библиотеку Невского района.
Рассказывая о начале своей трудовой биографии, Марк Григорьевич акцентирует: «Меня окружали очень интересные, творческие, активные люди, которые во многом сформировали мое профессиональное «я». Сам он тоже не формально относился к своей работе: библиотека Невского района с его приходом стала очень популярной у дворовой шпаны. Подростки, в том числе и трудные, шли к Колотову, чтобы рассказать свои тайны, услышать совет и прочесть книги, которые дает им «большой брат» Марк.
К середине 1950-х возобновилась реставрация Исаакия, и Марка Колотова пригласили обратно, на должность научного сотрудника. Попутно своим прямым обязанностям он искал для реставраторов подходящие материалы, подбирал иконографию и детально изучал процесс комплексной реставрации.
В 1962 году активному специалисту Колотову предложили перейти в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, которые вели весь комплекс реставрации в Ленинграде. Этой организации, не раз сменившей название и юридический статус, М.Г. Колотов отдал все свои трудовые годы. На пенсию Марк Григорьевич ушел в качестве главного архитектора института «Ленпроектреставрация», проработав в этой должности в совокупности 10 лет.
Среди многих десятков памятников, в реставрации которых участвовал Марк Григорьевич, сам он особенно выделяет Большой Петергофский, Гатчинский дворцы, Екатерининский дворец в Царском Селе и отдельно Янтарную комнату, а также Спас-на-Крови и комплекс зданий Музея Державина на Фонтанке.
Как главный архитектор он отвечал за проектную документацию и технологию реставрации. В условиях острого дефицита инженеров-конструкторов в сфере реставрации – нередко сам выполнял функции и технолога, и главного инженера. По сути он самостоятельно освоил инженерную профессию.
М.Г.Колотов постоянно занимался научными исследованиями. Под его руководством было разработано множество методик реставрации. Для воссоздания, к примеру, скульптуры Петергофского дворца он возглавил глубочайшие историко-искусствоведческие изыскания, так как ни в каких путеводителях не сохранились сведения ни об авторах, ни о сюжетах многих утерянных произведений.
Титанический труд группы ученых под руководством М.Г.Колотова при работе над Янтарной комнатой описан в научных и публицистических трудах, известных далеко за пределами России.
В «команду» Колотова входили его ученики Л.В.Хайкина, Ю.В.Трубинов, И.О.Сычев, Б.М.Матвеев, которые навсегда останутся в составе реставрационной элиты Петербурга.
В списке наград М.Г.Колотова – медали Академии художеств и ВДНХ, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Знания и опыт Заслуженного работника культуры РФ М.Г.Колотова отражен в 3 книгах, соавтором которых он является, и более чем в 30 написанных им публикациях.
В качестве консультанта, эксперта М.Г.Колотова привлекают к работе и сегодня. Деликатность и осмотрительность по отношению к наследию прошлого, по его мнению, - главные качества настоящего реставратора. «Я совершенно лишен «шишки тщеславия», - говорит он о себе самом. – Я всего лишь занимаюсь своим делом, пока имею силы и пока от этого есть польза».