13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Нина Константиновна Рогозина родилась в 1929 году в Ленинграде, в рабочей семье. Из всей большой семьи Рогозиных Победу встретили только две сестры и отец, который дошел до Берлина. Закончив Реставрационное училище по специальности «реставратор-позолотчик», совсем юная Нина Рогозина начала трудовой путь в Эрмитаже. Ее главным учителем был замечательный мастер П.И.Смирнов, выходец из знаменитой петербургской мастерской Абросимова. Под его руководством со временем Рогозина овладела всеми видами золочения. Более того, первая в послевоенной реставрационной практике, Нина Константиновна применила матирующее покрытие для создания разных фактур на позолоте. Она изобрела (и имеет соответствующее авторское свидетельство) новый левкас на синтетическом связующем, без которого теперь не может обойтись ни один реставратор позолоты.
В конце 1950-х годов, в процессе работы, Н.К.Рогозина знакомится со своим будущим мужем В.П.Слёзиным, который впоследствии тоже сделает немало принципиально значимых реставрационных разработок. Первый зал Петродворца, который открылся для посетителей в 1964 году, был отреставрирован во многом благодаря мастерству и подвижничеству Н.К.Рогозиной и В.П.Слёзина. Увы, но восстановленная именно тогда Виктором Петровичем старинная методика полиментного золочения была отклонена как слишком трудоемкая. Правда, довольно скоро, когда стали очевидными эстетические недочеты упрощенного золочения «по мордану», о ней вспомнили, и сегодня Рогозина и Слёзин по справедливости считаются основоположниками первой в стране Школы высшего позолотного искусства. Вообще-то трудовой и жизненный путь Нины Константиновны неразрывно связан с ее мужем, выдающимся реставратором.
Виктор Петрович Слёзин родился в 1933 году в Ленинграде. Мальчиком он пережил ужасы блокады и горячо любил свой город. Став реставратором по призванию, достиг высокого мастерства в реставрации живописи, позолоты, альфрейном деле. Слёзин имеет высшую профессиональную категорию, но вне зависимости от статуса коллеги по цеху всегда очень уважали и ценили его принципиальность и талант. Виктор Петрович умер в 1993 году, оставив множество учеников и огромное количество отреставрированных памятников.
До 1973 года Н.К.Рогозина работала в Специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Затем перешла в ЛОСНРПМ (Ленинградские областные специальные научно-реставрационные производственные мастерские), а в 1990-х годах - в фирму мужа «Мастерские Слёзина». В течение последних десяти лет Нина Константиновна работает в Музее А.С.Пушкина – реставрирует интерьеры и предметы декоративно-прикладного искусства.
В целом за 63 года трудовой деятельности Нина Константиновна выполнила огромное количество реставрационных работ. Благодаря ее труду и таланту мы видим восстановленную красоту Петергофа, Павловска, Ораниенбаума и Пушкина, Государственного Эрмитажа и Русского музея, Музея-квартиры А.С. Пушкина, Елагина, Аничкова, Юсуповского дворцов, особняка Кельха, а также иконостасов Петропавловского, Сампсониевского соборов и многих других объектов национальной культуры. Ее руками возвращена красота памятникам Москвы: интерьерам Большого Кремлевского дворца, убранству гостиницы «Метрополь», Дому архитекторов, усадьбам «Кусково» и «Останкино». Потребовалась бы не одна страница, чтобы перечислить все выполненные Ниной Константиновной высокохудожественные работы.
Стоит отметить, что Н.К.Рогозина, реставратор высшей категории, щедро делится тайнами мастерства с молодыми реставраторами, как в свое время и В.П.Слёзин. Их сын Виктор тоже стал высокопрофессиональным, востребованным реставратором.
Музейщики знают, что настоящих позолотчиков, мастерски владеющих многими методиками, можно пересчитать по пальцам. Вот и не отпускают Нину Константиновну «на заслуженный отдых». Да и сама она отдыхать не стремится, поскольку работа приносит ей нечто гораздо большее, чем материальное вознаграждение: «Это доставляет мне настоящую радость».