Аллея славы

Галина Леонидовна Михайлова

Галина Леонидовна Михайлова Галина Леонидовна Михайлова родилась в 1926 году в Ленинграде, в семье военного инженера. Войну Галина и ее мама пережили под Сталинградом, а затем на Украине – в местах командирования отца. Все детство Галина Михайлова увлеченно рисовала, а после школы вернулась в родной Ленинград – поступать в ЛВХПУ (сегодня – Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Успешно сдав экзамены, она попала в мастерскую к признанным скульпторам Игорю Крестовскому и Михаилу Аникушину, а в 1956 году получила красный диплом о высшем образовании.

Дальнейшую профессиональную дорогу молодого скульптора определила архитектор Ирина Николаевна Бенуа, убедившая вчерашнюю выпускницу вуза заняться воссозданием скульптуры в разрушенных дворцовых комплексах пригородов Ленинграда. Первый опыт в данном направлении Галина Леонидовна получила в Елагином дворце, затем в Ораниенбауме (воссоздавала знаменитые полочки в Обезьяньем кабинете Катальной горки). Но больше всего времени, сил и душевной энергии она отдала Петергофу, где восстановила всю скульптуру и барельефы Большого дворца – его Чесменского, Тронного, Диванного, Портретных залов, Белой столовой, а также уникальной Парадной лестницы, которой она отдала десять лет жизни. Последняя работа Михайловой в Петергофе, завершенная в 2001 году, – это Нимфа, льющая воду, на Львином каскаде – одно из немногих дошедших до наших дней произведений знаменитого скульптора Федора Толстого. Работы Галины Леонидовны есть также в Меньшиковском дворце, Монплезире, Екатерининском корпусе Петергофа, во дворцах Пушкина, Павловска и Гатчины. В паре с ней всегда трудился выдающийся реставратор Эдуард Петрович Маслеников.

О том, как именно работали в послевоенные годы, Г.Л. Михайлова знает в деталях. При том, что требовалось достичь максимальной авторской достоверности, зачастую скульптуру восстанавливали по фотографиям, в том числе по любительским снимкам «на фоне памятника». (Никто из музейщиков прежде не предполагал, что возможны разрушения такого масштаба, и не предпринимал соответствующих мер.) Практике всегда предшествовала серьезная теоретическая подготовка – изучение стиля, авторского почерка, архивных документов, дающих представление о конкретном произведении. При воссоздании скульптуры сначала делались эскизы в пластилине (в отдельных случаях – в глине) в масштабах 1:10, 1:3 и наконец – в полную величину. Уменьшенные копии позволяли варьировать пропорции, позы, динамику, поэтому и были необходимы. Затем, после отливки фигуры из гипса, а также после черновой работы по камню или дереву, скульпторы-реставраторы доводили произведение до нужной детализации. Галина Михайлова работала со всеми возможными материалами, а также мастерски использовала разные методики золочения, которые освоила самостоятельно.

Лепили только с натуры – это было принципиально, и для одной фигуры порой позировали несколько моделей, подходящих по отдельным параметрам. В итоге скульптуры всемирно известных авторов, воссозданные Михайловой и Маслениковым, полностью соответствуют оригиналам по мастерству исполнения и художественности, что многократно признано высокими экспертами как внутри страны, так и далеко за ее пределами.

Все значительные реставрационные работы Г.Л. Михайлова выполнила, будучи в составе СНПО «Реставратор», откуда она и ушла на пенсию. Однако советы художника-реставратора высшей категории, члена Союза художников востребованы и сегодня. В 2010 году Галина Леонидовна получила одну из своих главных наград – знак «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени. Помимо этого она является обладательницей Ордена трудового Красного знамени и серебряной медали Академии художеств СССР за работу по реставрации скульптуры и архитектуры Ленинграда и его пригородов (Павловска, Пушкина, Петродворца и Ломоносова.) Стоит сказать, что в течение четырех лет, с 1969 по 1973 годы, она была депутатом Ленгорсовета.

Деятельность Галины Леонидовны Михайловой уже сама по себе стала объектом музейного интереса. Выставки, посвященные ее творчеству, проходят в Петербурге и за рубежом. С рассказами о своей работе она выступает перед самыми разными аудиториями, в том числе – перед экскурсоводами Петергофа, которые потом доносят до гостей музейного комплекса важную информацию о том, как восстанавливалась эта царская резиденция.

все статьи »