09.05.2025
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
27.04.2025
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРОВЕЛ ПЕРВЫЙ СУББОТНИК ВОЛОНТЕРСКОГО СЕЗОНА - 2025
27.04.2025
СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
25.04.2025
СОВЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВЫСОКО ОЦЕНИЛ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ КОНЮШЕННОГО ВЕДОМСТВА
23.04.2025
НАЧИНАЕМ ВОЛОНТЕРСКИЙ СЕЗОН НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Лев Николаевич Кузнецов родился в 1948 году в самом центре Ленинграда – в доме на углу Фонарного переулка и переулка Пирогова. Историческая архитектура была его «средой обитания», что, как оказалось много позднее, повлияло на жизненный путь. Лев рос без отца, его мама работала в цехе металлообработки и не имела отношения к творческим профессиям. Однако, как сегодня вспоминает Лев Николаевич, именно она развила в нем чувство прекрасного, хороший вкус и такое важное качество характера, как ответственность.
Определять профессиональную дорогу Льву Кузнецову пришлось в 15 лет, после восьмилетки. Он выбрал модное тогда радиотехническое направление, и поступил в соответствующий политехникум. Не имея особого пристрастия к этому виду деятельности, студент Кузнецов тем не менее освоил его на крепкую «пятерку». Уже тогда он обнаружил в себе способность разбираться в деле, которым занят, очень основательно и результативно.
Отслужив в армии, в 1975 году Лев поступил работать (точнее – вернулся) на Объединение электронного приборостроения «Светлана». Нужно было кормить семью, поэтому высшее образование по выбранной специальности он получил заочно, в Северо-Западном политехническом институте.
Карьера развивалась вполне успешно, и спустя несколько лет Льва Николаевича назначают старшим инженером. Очередной ступенькой стал переход в 1982 году на Ждановский завод, где требовались специалисты для монтажа радиолокационных станций на собранных здесь военных судах. Работа была интересной, контракт долговременным, и все в целом Льва Кузнецова устраивало. Однако грянули известные события, и в начале 1990-х годов советская программа вооружения прекратила свое существование. Изрядно пострадала и «Светлана».
Жесткая реальность заставила искать новую сферу деятельности. Лев Николаевич решил устроиться в строительно-реставрационный кооператив «Горюнов и Горюнов», созданный его недавним сослуживцем Андреем Горюновым. Первой реставрационной работой компании была реставрация фасада Дома архитекторов (особняк Половцова) со стороны Мойки. Здесь же начинающие реставраторы отремонтировали исторический паркет, и заказчик остался вполне доволен их работой.
К приходу Льва Кузнецова это был единственный реставрационный опыт коллектива. Когда компании предложили сложный фасад Института истории искусств (Исаакиевская пл., 5), в дело включился главный инженер предприятия Кузнецов. Со всей тщательностью он взялся за системное изучение проблемы, как по учебникам, так и в общении с опытными мастерами и специалистами, в первую очередь из ГИОП.
Середина 1990-х годов – период интенсивного освоения новых импортных материалов и технологий, по тем или иным причинам малоизвестных, или недоступных ранее. В реставрационной среде формировались представления и понимание, как использовать зарубежные наработки и опыт, не затронув основы и принципы ленинградской-петербургской реставрационной школы. Лев Николаевич Кузнецов, как и множество его коллег, стремительно развивался вместе с этим процессом, выходя на новый уровень профессионализма.
Фирма с энтузиазмом откликалась на новые идеи, применяла новые материалы и методики, причем практической деятельности всегда предшествовал период тщательной теоретической подготовки. Под началом дотошного, во все вникающего и всех объединяющего Кузнецова решались самые нестандартные задачи. ЗАО «Горюнов и Горюнов» всегда славилось эксклюзивностью подхода и высоким качеством результата, за счет чего и заняло свою нишу на современном реставрационном рынке.
После ухода из жизни Андрея Горюнова, в 1998 году, ни у кого не возникло сомнений, что возглавить компанию должен Лев Кузнецов. Под его началом фирма еще более укрепила свои позиции. Среди знаковых объектов ЗАО «Горюнов и Горюнов», отреставрированных с применением инноваций и повлиявших на развитие реставрационного процесса в нашем городе, можно назвать Нахимовское училище, Кунсткамеру, универмаг «Пассаж», Садовый павильон Росси в Михайловском саду, центральные пропилеи Смольного, особняк Румянцева, Ботный домик в Петропавловской крепости, Чайный дом в Летнем саду, Дом композиторов и так далее.
Лепные, штукатурные работы, керамика и кирпич – все, связанное с реставрацией фасадов, по силам мастерам этой компании. Кроме рабочих высшей квалификации здесь трудятся известные художники и архитекторы. С компанией «Горюнов и Горюнов» с удовольствием сотрудничают известные архитекторы, проектировщики, технологи.
– Сегодня реставрация на подъеме, но у этого процесса есть и обратная сторона: многое встало «на поток», исчезает эксклюзивность, – говорит Лев Кузнецов, обладатель нагрудного знака «Почетный реставратор Санкт-Петербурга». – Я немного скучаю по объектам такой сложности, где пришлось бы искать новые, нестандартные решения. Впрочем, жизнь непредсказуема, а реставрационная деятельность, в чем я убежден, богата сюрпризами.