28.11.2024
ДНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА КУБЕ
13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
Лидия Викторовна Хуторовская родилась в Ленинграде в 1945 году. Всю свою профессиональную жизнь она посвятила делу реставрации. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, в первую очередь Лидия Викторовна вспоминает тех замечательных людей, с которыми свела ее профессия. Сотрудничество с профессионалами высочайшего класса, возможность работать под их началом и учиться у них она считает главной удачей своей жизни...
Интерес к исторической архитектуре юная Лидия Хуторовская открыла в себе, когда, закончив Ленинградский инженерно-строительный институт, пришла работать в Мастерскую экспериментального проектирования при институте «Ленжилпроект». Сотрудники мастерской, занимавшиеся разработкой проектов капитального ремонта зданий, стремились подходить к своей работе творчески, искать новые решения в планировке жилья. К сожалению, рамки работы были довольно жесткими, и свежие идеи в основном не получали реализации. Однако именно в этой мастерской Лидия Хуторовская поняла: ее призвание – реставрация. После декретного отпуска она в мастерскую не вернулась – перешла на работу архитектором в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, которые вскоре были реорганизованы в научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация».
Здесь, по воспоминаниям Лидии Викторовны, она встретилась с великими людьми. Ее учителями в профессии стали знаменитые архитекторы Марк Иванович Коляда, Альберт Эрнестович Экк, прекрасный конструктор Юрий Васильевич Шалов. Возглавлявшая мастерскую Совия Михайловна Курильская служила делу реставрации с восхищавшим коллег энтузиазмом. Именно благодаря ее стараниям институт вплотную занялся исследованием архитектуры Валаама. Сегодня Лидия Викторовна не без удивления вспоминает, какую огромную и сложную работу они с коллегами сумели проделать в этом заповеднике древнерусской архитектуры.
Документами, содержащими технические данные о валаамских памятниках, исследователи не располагали. Необходимо было составлять собственные схемы – обследуя строения и скрупулезно измеряя каждый архитектурный элемент. Так, Лидия Хуторовская и ее коллега Лина Тихонова – такая же молоденькая девушка – вдвоем полностью обмерили Никольский скит Валаамского монастыря. У них не было практически никакого технического оснащения, для их работы не ставились даже строительные леса, но жажда познания, желание работать были так сильны, что никакие препятствия не могли их остановить.
Девушки, с помощью страховочных канатов, делали все необходимые замеры на высоте. Во время этой работы, по воспоминаниям Лидии Викторовны, она сделала для себя немало открытий, которые позволили ей глубже понять не только архитектуру, но и культуру, историю, религию.
Вообще, каждый новый объект таил в себе множество загадок, ответы на которые подчас были самыми неожиданными. Архитектор, работающий в тесной связке с искусствоведом, анализируя имеющиеся документы, обследуя памятник, стремится к тому, чтобы получить исчерпывающую картину исторического устройства здания. За годы работы в институте Лидия Викторовна накопила немало знаний, сумела стать высоким профессионалом. Однако когда в 1981 году она перешла на работу в Управление государственной охраны памятников истории и культуры (нынешний КГИОП), ей пришлось постигать совершенно новые профессиональные навыки. Но и тут Лидии Викторовне повезло: ее наставницей, «крестной мамой» в профессии стала Татьяна Вадимовна Прохорова, великолепный архитектор, курировавшая в то время реставрационные работы в Петродворце, Стрельне и Ломоносове.
Будучи специалистом по части проектных работ, Лидия Викторовна мало знала реставрационное производство, и тем более сложно для нее было осуществлять надзор в этой области. Новое поприще она начала осваивать с наблюдения за работами мастеров-реставраторов: мраморщиков, резчиков, скульпторов, художников… Лидия Викторовна часами пропадала в мастерских, вникая в тонкости работы профессионалов. С тех пор и навсегда она прониклась уважением к рабочим-реставраторам – тем, кто воссоздает утраченное культурное достояние своими собственными руками. По признанию Лидии Викторовны, ее всегда и во всем восхищали профессионалы – у них хотелось учиться, уважение к их труду было огромным.
Щедро делились своими знаниями искусствоведы, сотрудники научного отдела КГИОП. Энциклопедические знания этих специалистов, их увлеченность предметом своих исследований поражали даже специалистов.
Лидия Викторовна Хуторовская проработала в КГИОП почти тридцать лет. С 1995 года она несла ответственность за памятники культурного наследия, расположенные в Центральном районе Санкт-Петербурга, лично руководила работами на таких сложных объектах, как здания Государственного Эрмитажа, здания Главного штаба и министерств; Михайловский дворец, Мраморный дворец, Инженерный замок и на многих других. Ее профессионализм и принципиальность вызывали уважение у коллег, реставраторов, заказчиков работ.
Заслуги Лидии Викторовны Хуторовской не раз отмечались государственными наградами: так, в 1990 году она была награждена медалью «Ветеран труда», в 2004-м ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», в 2010-м Лидия Викторовна была награждена нагрудным знаком «Почетный реставратор Санкт-Петербурга».
Сегодня Лидию Викторовну не покидает беспокойство за судьбу петербургской реставрации – того сложного и важного дела, которому она посвятила свою жизнь. В организации реставрационного процесса не все гладко, убеждена она, ради сохранения и успешного развития прославленной профессиональной школы необходимы законодательные изменения. И главное, что, по убеждению Лидии Викторовны, необходимо сегодня реставрации – законодательное выделение ее в отдельную отрасль.