13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Людмила Васильевна Кудоярова родилась в Ленинграде в 1949 году. В профессии, которой впоследствии посвятила всю свою жизнь, она оказалась почти случайно. По окончании школы поступила в Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности, скорее по настоянию родителей, чем по собственному выбору, – свой профессиональный выбор девушка тогда еще не сделала. Зато сразу по окончании института она попала на работу в Лабораторию реставрации и консервации документов РАН, где выяснилось, что реставрация книг и документов – ее настоящее призвание. С 1973 года и по сей день Людмила Васильевна – сотрудник Лаборатории. Место работы она не меняла ни разу в жизни.
В те времена еще не существовало налаженной системы подготовки кадров для реставрации документов. На работу в Лабораторию попадали люди, имеющие самое разное базовое образование. Объединяло всех их одно – любовь к книге. И еще, пожалуй, огромная трудоспособность: чтобы реставрировать книгу или другой памятник графики, необходимо не только искренне интересоваться историей, понимать ценность произведений материальной культуры человечества, но и иметь способность к каждодневному скрупулезному труду.
На сегодня в деле консервации и реставрации документов наработан немалый научный опыт, в том числе и в большой степени благодаря сотрудникам этой Лаборатории. Существуют методики, позволяющие делать невозможное – возрождать памятники практически из пепла. Людмиле Васильевне и ее коллегам памятна катастрофа, произошедшая в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), где однажды в отсутствие хранителей самопроизвольно сработала установка пожаротушения. Мощная струя газа с силой разбрасывала уникальные издания по помещению хранения и рвала их на части. В результате трагедии больше всего пострадали собрания рукописей И. А. Крылова и Д. В. Григоровича. Каждый лист этих документов был разорван на десятки клочков. На собирание запутанного «паззла» у сотрудников Лаборатории вместе с хранителями ушло четыре года.
Людмиле Васильевне довелось самостоятельно проводить другую сложнейшую работу – восстанавливать Легендарий XIII века (рукопись на пергамене с красочным слоем), страницы которого в условиях неправильного хранения при высокой влажности оказались спрессованными практически до состояния монолита. Позднее страницы были расцементированы специалистами, но восстановление каждой из них потребовало от Людмилы Васильевны не одного года сложнейшей тончайшей работы.
При этом говорить, что задача реставратора – возвращать документам их первоначальный вид, было бы серьезным упрощением. Отдельное искусство Людмилы Васильевны и ее коллег состоит в том, чтобы, восстанавливая и консервируя документы, различать и сохранять те следы времени, которые успели стать ценностью, равной документу. Так, например, когда в Лабораторию попала изрядно обветшавшая книга из личной библиотеки А. С. Пушкина, нужно было приблизить ее вид к первоначальному, устранить нанесенные временем раны – но не все. Едва заметный след от подчеркивания ногтем реставраторы сохраняли. А если это сам Пушкин помечал заинтересовавшую его фразу? Тогда это уже не дефект, а маленький памятник материальной культуры. Также не принято при реставрации книг и документов удалять темные следы, которые появляются со временем на нижних уголках страниц от постоянного перелистывания. Старая книга должна оставаться старой, но не разрушаться и не терять при этом аутентичности.
Говоря о своей работе, Людмила Васильевна поясняет: документ, поступивший к реставраторам, чем-то сродни госпитализированному больному. Да, все болезни изучены и описаны, и от каждой есть свои лекарства. Но при этом каждый конкретный «больной» уникален, и, приступая к спасению, нужно анализировать именно его случай, вновь и вновь проводя исследовательскую работу. Именно поэтому Людмила Васильевна в своей деятельности постоянно совмещает научную работу с практикой. Публикуя научные исследования, разрабатывая авторские методики, она, художник-реставратор высшей квалификации, собственноручно занимается спасением уникальных памятников. В числе ее работ Жалованная грамота императора Александра I генерал-фельдмаршалу Барклаю де Толли на княжеское достоинство 1818 года, Жалованная грамота императрицы Екатерины II флигель-адъютанту Шевалье Делатоссониеру на дворянское достоинство, 1781 года, Греческая рукопись на пергамене «Триодь-Палимпсест IХ-ХI века»; книги из личной библиотеки А.С.Пушкина и многие другие ценнейшие артефакты истории и культуры.
В 2010 году Людмиле Васильевне Кудояровой была вручена высокая профессиональная награда – нагрудный знак «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени. Но Людмила Васильевна не любит рассказывать о своих заслугах. Прежде всего, она говорит о необходимости сделать как можно больше для сохранения исторических документов, вспоминает достижения коллег, пропагандирует профессию художника-реставратора.
Ведь, по признанию Людмилы Васильевны, сегодня даже работники библиотек и научные сотрудники далеко не всегда отдают себе отчет в том, как необходимо сохранять не имеющие цены редкости, как трудоемок и значим труд реставраторов. Больно смотреть, как небрежное обращение с отреставрированной книгой обесценивает вложенный в нее труд, как от библиотечной эксплуатации через несколько лет у памятника вновь отрывается корешок, как восстановленная книга ветшает прямо на глазах по причине неправильного хранения.
Пропаганда дела реставрации, научных достижений Лаборатории – важная задача Людмилы Васильевны и ее коллег. На ее решение у них тоже хватает времени и сил, потому что работают они с любовью и непрекращающимся интересом к своему делу.