13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Людмила Юльевна Воронцова родилась в Ленинграде в 1949 году. Детство ее прошло в окружении истинно петербургской архитектуры: девочка жила с мамой в самом центре города – на углу Невского проспекта и улицы Маяковского, часто гостила у бабушек, одна из которых жила у Таврического сада, другая – недалеко от Витебского вокзала. Наверное, эта среда не в последнюю очередь способствовала формированию того бережного отношения к истории и культуре, которое Людмила Юльевна пронесла через всю жизнь.
Свой первый профессиональный выбор Людмила Воронцова сделала рано, еще в школе. В те годы программа обучения старшеклассников включала в себя обязательное знакомство с какой-либо практической профессией. Большинство ребят эту профессию не выбирали: в той школе, где училась Людмила, было лишь два направления – все девочки осваивали профессию продавца, а мальчикам предлагалась специальность «геодезия и топография».
Людмила, не имевшая ни малейшей склонности к торговле, общей тенденции не подчинилась и выразила желание обучаться с мальчишками. Сегодня Людмила Юльевна считает, что ей тогда повезло: она почти случайно попала в профессию, которая увлекла ее и стала ее судьбой.
Учиться геодезии, как она вспоминает сейчас, было интересно. Ребята постигали сложную науку не только в теории, но и на практике, даже составляли учебные карты отдельных участков города. К тому моменту, когда возникла необходимость выбирать вуз, Людмила Воронцова уже приняла твердое решение: поступать в ЛИИЖТ на факультет «Мосты и тоннели».
В институте ей было гораздо легче, чем другим: помогали знания, приобретенные в школьные годы. Кроме того, девушка была по-настоящему увлечена своей будущей профессией и занималась с удовольствием.
Уже на втором курсе Людмила Воронцова начала работать по специальности. Сначала чертежницей-копировщицей, затем техником, а на четвертом курсе она стала инженером на кафедре в научно-исследовательском секторе. На этой должности, еще будучи студенткой, она участвовала в строительстве большого железнодорожного моста через реку Свирь невдалеке от Лодейного Поля. Свой первый большой проект Людмила Юльевна и сегодня вспоминает с гордостью.
По окончании института Людмила Воронцова получила направление на работу в НИИ «Теплоатомэлектропроект», занимавшийся проектированием атомных электростанций. На территории любой электростанции есть препятствия для движения транспорта и перемещения грузов, следовательно, составление проекта включает в себя и проектирование мостов. Этой работой занималась Людмила Юльевна. Работа соответствовала ее специальности, и за четыре года она успела стать неплохим специалистом, однако когда ей предложили перейти в «Мостотрест» – организацию, занимавшуюся обследованием ленинградских мостов, – решение приняла за один день. Новая работа привлекала ее гораздо больше.
В первый год работы в «Мостотресте», как вспоминает Людмила Юльевна, ее было просто невозможно застать на рабочем месте – все время она проводила в катере мостоиспытательной лаборатории.
В обязанности этой лаборатории входило ежегодное обследование каждого из ленинградских мостов (а их в городе около четырехсот). Состояние разводных мостов тщательно обследовалось четыре раза в год. Работа полностью захватила Людмилу Юльевну, тем более что предмет ее исследований был интереснейший: коллекция мостов нашего города уникальна; чугунные, каменные, деревянные, балочные, рамные, висячие – такого разнообразия нет больше ни в одном городе мира.
Со временем Людмилу Юльевну, высококвалифицированного специалиста и прекрасного рассказчика, все чаще стали привлекать к новой для нее работе – она знакомила с ленинградскими мостами иногородних специалистов, проводя для них своеобразные профессиональные экскурсии. В процессе подготовки этих экскурсий Людмила Юльевна обнаружила в себе новое увлечение: она, сугубо технический специалист, стала все больше интересоваться историей создания каждого моста, анализом его декоративных элементов, подробностями реставрации. Изучение истории становилось ее хобби, которое, казалось, никак не влияло на профессиональную жизнь. Однако судьба в очередной раз предложила Людмиле Юльевне по-новому реализовать себя в любимом деле: ее пригласили работать в Управление государственной охраны памятников истории и культуры (нынешний КГИОП).
Людмила Юльевна согласилась на предложение с радостью, хотя такое решение было достаточно смелым. Она проработала в Мостотресте пятнадцать лет, приобрела огромный опыт, зарекомендовала себя как первоклассный профессионал и пользовалась заслуженным уважением коллег. Придя в Управление по охране памятников, она вновь почувствовала себя начинающим специалистом. Здесь ее окружали профессионалы такого высокого уровня, что собственные знания казались ей дилетантскими. Уверенности в себе стало меньше. Да и зарплата на новом месте была значительно ниже.
Однако Людмила Юльевна рискнула – и не ошиблась. Она проработала в КГИОП двадцать лет, с 1989 по 2009 годы. Сначала курировала собственно реставрацию мостов и набережных. Позже к работе с гидротехническими сооружениями добавилась защита всех городских объектов культурного наследия от неверных инженерных решений.
На сохранение памятника архитектуры влияют разные физические факторы. Вся многоплановая работа архитекторов и реставраторов может быть перечеркнута, если рядом с памятником неверно проложены водопроводные трубы, не осушены подвалы самого здания, ослаблены фундаменты, не учтены другие важные инженерные моменты – и без участия главного специалиста КГИОП Людмилы Юльевны Воронцовой не происходила реставрация ни одного объекта культурного наследия.
На рубеже веков, в преддверии трехсотлетия Санкт-Петербурга, федеральные власти обратили внимание на состояние нашего города. На возрождение и сохранение петербургской архитектуры стали выделяться значительные денежные средства, и объем реставрационных работ в городе резко возрос. Людмила Юльевна и ее коллеги работали напряженно, не имея возможности прерваться даже на обед.
Работать в таком режиме было тяжело, но каждый новый проект увлекал Людмилу Юльевну, содержал массу вопросов, которые нужно было прояснять, изучая исторические материалы, анализируя документы, консультируясь в научном отделе. И результаты собственной работы КГИОП радовали – город преображался прямо на глазах.
В 2009 году Людмила Юльевна все же почувствовала, что эти нагрузки слишком тяжелы, здоровье может не простить такого к себе отношения. Людмила Юльевна решилась уйти из КГИОП, но любимую работу не оставила, а лишь сузила круг своих обязанностей до одного, очень любимого ею, объекта. Она стала инженером по техническому надзору Летнего сада, в котором сейчас проводится масштабная реставрация.
И сегодня, как и на протяжении всей своей профессиональной жизни, Людмила Юльевна с увлечением и осознанием своей огромной ответственности продолжает работать на благо родного города.