13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Михаил Михайлович Мельничук родился в украинской деревне Онацковцы Хмельницкой области в 1956 году. До сих пор он с благодарностью вспоминает нравственную атмосферу родной деревни. Взрослые изо дня в день внушали детям главное правило: всегда и при любых обстоятельствах надо в первую очередь оставаться хорошими людьми. Это убеждение Михаил Михайлович пронес через всю свою жизнь.
Стремление к художественному творчеству проявилось в мальчике рано. Иначе и быть не могло: Мишина мама искусно вышивала, отец плел из лозы и соломы; дядя прекрасно рисовал (правда, в полной мере реализовать свой талант не смог – в войну был угнан немцами в Германию, а после войны репрессирован, как многие бывшие военнопленные).
Профессию реставратора Миша выбрал еще в юности, а так как планировал стать настоящим, высококлассным мастером, то учиться поехал в Ленинград – слава ленинградской профессиональной школы гремела на весь Союз.
В реставрационном училище ему сразу предложили специальность резчика, и он согласился.
Практики студентам хватало – днем Михаил занимался в учебных мастерских, а по вечерам много и с удовольствием работал по специальности. Такой интенсивный труд в сочетании с несомненным талантом позволили юноше освоить профессию в рекордные сроки: он с успехом сдал выпускные экзамены, отучившись вместо положенных трех лет всего один год.
Оставаться в Ленинграде Михаил не планировал: родная Украина не выходила из памяти и манила к себе. Думал, отработав положенные три года по распределению, переехать в Киев. Но судьба распорядилась иначе. Он встретил девушку, которая навсегда стала спутницей его жизни. Молодые люди поженились, появились дети, и в результате вся дальнейшая жизнь Михаила Мельничука оказалась связанной с Ленинградом.
По окончании училища молодой специалист был распределен в Большой Петергофский дворец, где проработал реставратором 22 года. Одаренный от природы, имевший хорошую профессиональную подготовку, он пользовался огромным уважением среди коллег, искусно выполнял самые сложные работы – и при этом, по его собственному признанию, продолжал учиться на протяжении всей жизни. Профессия реставратора включает в себя не только мастерское умение работать с деревом. Реставратор, воссоздающий утраченные элементы художественных ценностей, должен разбираться в истории искусства, в школах и техниках резьбы, тонко чувствовать стиль и объем, обладать широкими познаниями в области мировой культуры. Все эти знания накапливаются у профессионалов с опытом работы, и Михаил Михайлович, всей душой любивший свою профессию, постоянно наращивал свой профессионализм.
Кстати сказать, с самого начала своей профессиональной жизни и по сей день Михаил Михайлович, прекрасно владеющий слесарным делом, сам вытачивает для себя все инструменты. Во времена его учебы промышленность не выпускала инструментов для резьбы, и мастера в училище обучали ребят изготавливать их самостоятельно. Сегодня, как объясняет Михаил Михайлович, существует поточное производство резцов, но для профессионала они не подходят – хорошие резцы выполняются только по индивидуальным заказам. Так что целый арсенал инструментов различных размеров и конфигураций для выполнения любых, самых причудливых рисунков по дереву Михаил Михайлович по-прежнему готовит самостоятельно.
Наступление перестройки не лучшим образом отразилось на реставрационной отрасли. Выстроенная за десятилетия система рухнула, многие профессионалы-реставраторы остались без работы. Коллеги Михаила Михайловича уходили из профессии, пытались искать себя в других сферах жизни.
Михаил Михайлович в полной мере ощутил на себе этот упадок. Однако профессию не бросил: продолжал заниматься реставрацией, выполняя одновременно с этим и работы для индивидуальных заказчиков – создавал великолепные предметы интерьера по собственным эскизам. Высококлассный мастер был востребован, хотя о судьбе коллег и родной реставрационной школы переживал не на шутку.
В середине 1990-х Михаил Михайлович пришел работать в ООО «Пассим» – компанию, специализирующуюся на реставрации предметов интерьера. В этой организации он работает уже более десяти лет. Коллеги и руководство компании относятся к нему с нескрываемой симпатией и огромным уважением. Мастерство Михаила Михайловича здесь востребовано: компания занималась реставрацией интерьеров Театра музыкальной комедии, Александринского театра, Строгановского дворца и множества других объектов культурного наследия Санкт-Петербурга.
Художественный талант Михаила Михайловича унаследовали и его дети. Сын также освоил специальность реставратора произведений из дерева, хотя в дальнейшем реализовался совсем в другой профессии. Дочь прекрасно рисует. С увлечением рисуют и шестилетние внучки – новые, и очень активные, «заказчицы» деда. По их просьбам Михаил Михайлович смастерил не одну забавную вещицу.
Михаил Михайлович постоянно озабочен судьбой реставрационной отрасли. Необходимо сохранять и развивать накопленные за десятилетия традиции ленинградской-петербургской школы, уверен он. Важнейшая из этих традиций – высокая ответственность каждого профессионала за свою работу. Сам Михаил Михайлович следует этому принципу всю свою жизнь.