Аллея славы

Татьяна Матвеевна Телюкова

Татьяна Матвеевна Телюкова Татьяна Матвеевна Телюкова родилась в 1926 году в Томской области. О своем раннем детстве девочка почти ничего запомнила. Известно, что в 1931 году она оказалась в Ленинграде. Родители ее рано умерли, и в девятилетнем возрасте она осталась одна.

Когда началась война, пятнадцатилетняя Таня вместе с детским интернатом была эвакуирована в Кировскую область. В эвакуации жилось несладко, и подростки, по молодости лет не вполне отдававшие себе отчет том, как страшна жизнь военного Ленинграда, страстно хотели «домой». Когда в 1943 году начался набор желающих вернуться в осажденный еще Ленинград для обучения в только что созданных архитектурно-ремесленных училищах, уговаривать никого не пришлось – группа сформировалась быстро. В числе молодых кандидатов в реставраторы была и Таня. Сегодня Татьяна Матвеевна понимает, насколько иррациональным, почти безумным было это решение. Но юность живет по своим законам, и именно в юности чаще всего принимаются самые судьбоносные решения.

Девушка вернулась в Ленинград и стала студенткой Архитектурно-художественного реставрационного училища № 9. Сначала ее определили на обучение профессии лепщик-реставратор, но эта специальность ее не увлекла. Таню тянуло к блестящим интерьерам роскошных ленинградских театров и дворцов, и она выразила желание учиться на реставратора-позолотчика. Реставратор позолоты – это искусный художник, призванный понимать стиль и технику каждого воссоздаваемого элемента, подбирать и комбинировать многочисленные способы золочения, владение каждым из которых предполагает настоящее мастерство…

Объемы реставрационных работ во второй половине 1940-х годов были огромны: нужно было полностью восстанавливать разоренные и разрушенные дворцы ленинградских пригородов, спасать пострадавшие от бомб и разрухи архитектурные памятники Ленинграда. И эту, казалось бы, неподъемную работу взяли на себя совсем молодые ребята, почти дети. Это они восстановили послевоенный город. Это они, постоянно повышая свое мастерство, разрабатывали приемы и принципы той прославленной ленинградской школы реставрации, которая сегодня по праву считается одной из лучших в мире. Среди этих первопроходцев ленинградской реставрации была и Татьяна Матвеевна Телюкова.

За свою долгую профессиональную жизнь Татьяна Матвеевна успела поработать едва ли не в каждом из многочисленных музеев нашего города. Ее послужной список –исчерпывающий путеводитель по Ленинграду-Петербургу. Эрмитаж, Екатерининский дворец Царского Села, Павловский дворец, Большой Петергофский дворец, Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, Спасо-Преображенский собор, Шуваловский дворец, Исаакиевский, Казанский, Никольский соборы – можно бесконечно продолжать список архитектурных шедевров мирового значения, в реставрации которых принимала участие Татьяна Матвеевна Телюкова.

Татьяна Матвеевна всей душой любит свой город, и, по ее собственному признанию, испытывает настоящее счастье, входя в петербургский музей и понимая: здесь многое воссоздано ее руками. С большим трепетом относясь ко всей петербургской архитектуре, один памятник она все же выделяет как самый любимый. Это Китайский дворец Ораниенбаума. Татьяна Матвеевна была очарована им еще в юности, когда сразу после войны в составе реставрационной бригады приехала туда вести восстановительные работы, и не устает восхищаться этим шедевром екатерининской эпохи до сих пор.

С 1990 года, вот уже более двадцати лет, Татьяна Матвеевна – штатный реставратор-позолотчик Государственного музея-заповедника «Павловск». А полная история ее работы в Павловском дворце насчитывает более шести десятилетий – в конце 1940-х она немало сил вложила в восстановление музея и впоследствии, на протяжении всей своей профессиональной жизни, постоянно занималась здесь реставрацией позолоты.

Сегодня Татьяне Матвеевне восемьдесят пять лет. Давно ушли на пенсию не только ее ровесники, но и многие ученики, которые когда-то «мальчиками» и «девочками» обучались у нее, зрелого, состоявшегося специалиста, реставрационному мастерству. А Татьяна Матвеевна расставаться с любимой профессией не собирается. Ее энергии, жизнелюбию и работоспособности можно только позавидовать. Она с большим энтузиазмом берется за каждую новую работу и, используя все свое мастерство, весь свой гигантский опыт, вновь и вновь совершает маленькое чудо – возвращает музейным ценностям их первозданный блеск.

все статьи »