09.05.2025
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
27.04.2025
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРОВЕЛ ПЕРВЫЙ СУББОТНИК ВОЛОНТЕРСКОГО СЕЗОНА - 2025
27.04.2025
СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
25.04.2025
СОВЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВЫСОКО ОЦЕНИЛ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ КОНЮШЕННОГО ВЕДОМСТВА
23.04.2025
НАЧИНАЕМ ВОЛОНТЕРСКИЙ СЕЗОН НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Николай Вадимович Калинин родился в 1942 году на оккупированной фашистами территории.
Его отец, Калинин Вадим Николаевич, известный врач-эпидемиолог. Мать, Калинина Елена Борисовна, литератор с русскими и польскими дворянскими корнями. В среде, воспитавшей родителей Николая, понятия совести, чести и служения Отечеству были естественным жизненным кредо. В дальнейшем оно помогло трем сыновьям сформировать устойчивое мировоззрение. Любовь к живописи, литературе, поэзии проявилась у Николая Калинина еще в раннем детстве. Но свое призвание Николай Вадимович нашел не сразу.
В возрасте 15 лет он начал работать учеником токаря. Аттестат зрелости получил в вечерней школе рабочей молодежи. После получения паспорта по стопам брата-близнеца Георгия завербовался в Северо-Западное геологическое управление. Работал в поисковых партиях на Севере и Северо-Востоке. Прошел путь от младшего рабочего до сменного бурового мастера. Осенью 1962 года был призван на Североморский флот. Служил электромехаником-ракетчиком на атомной подводной лодке. После ЧП на лодке болел и был комиссован в чине младшего мичмана флота. Затем работал токарем, электромехаником. Матросом 1-го класса (рулевым) участвовал в морпроводке судов на Востоке Северным ледовым путем.
Уже студентом ВЛХПУ им. В. Мухиной посетил мастерскую реставрации масляной живописи Государственного Эрмитажа и понял, что именно это его призвание. Там же судьба свела Николая Вадимовича с Николаем Николаевичем Благовещенским, художником-реставратором, разработавшим первую в мире программу по обучению реставраторов живописи при художественных училищах. В мастерской Эрмитажа Николай Вадимович познакомился также с Михаилом Александровичем Никифоровым, первым преподавателем факультета реставрации, в значительной степени повлиявшим не него.
В 1973 году Николай Калинин окончил обучение в училище им. Мухиной и был определен на работу в НПСО «Реставратор». За время работы в объединении Николай Вадимович выполнял работы в составе реставрационных бригад в Ленинграде и его пригородах. Как одну из наиболее значимых работ стоит отметить «Домик Петра Первого» - памятник деревянного зодчества 1703 года. Руководителями проекта были архитектор А.Э. Гессен и художник-реставратор Н.Н. Благовещенский. Николай Вадимович принимал участие в раскрытии оригинальной росписи фасада от девяти слоев масляных и темперных записей. Занимался реставрацией Китайского дворца в Ораниенбауме: делом его рук была работа с плафоном Горелли (холст-масло), реставрация живописно-декоративных панно в кабинете Павла I.
В 1975 году Николай Вадимович Калинин стал инициатором основания централизованных мастерских по реставрации станковой живописи. Он собрал группу реставраторов и оборудовал мастерскую при первом городском участке НПСО «Реставратор». Мастерская, возглавляемая Николаем Калининым, проводила реставрацию живописи из интерьеров особняка Нечаева-Мальцева и реставрацию икон с иконостаса, созданного по проекту В.В. Растрелли.
В 1979 году Николай Калинин был приглашен на работу в Художественный фонд РСФСР. С 1979 по 1983 в Фонде были выполнены работы по реставрации Большого Готорбского глобуса (диаметр глобуса составлял 310 см) в музее им. Ломоносова АН СССР. Для работы с внешней поверхностью глобуса Николай Калинин разработал уникальную методику по удалению слоя мастик и масляной записи с одновременным укреплением разрушенного под мастиками оригинального красочного слоя.
Николай Калинин реставрировал Богородичный придел иконостаса Казанского собора, осуществляя полную реставрацию икон (картон, холст, масло), в том числе живопись кисти академика А.И. Иванова, В.Л. Боровиковского, В.К. Шебуева с пилона собора.
В 1983 году Николай Вадимович был переведен в Государственный музей истории религии. В музее он стал инициатором организации мастерских по реставрации темперной и масляной живописи, полихромной скульптуры, металла, графики и реставрации тканей. Его усилиями были созданы условия для ведения научно-исследовательских работ. Благодаря правильному подбору ведущих специалистов при музее стало возможным ведение работ наивысшей сложности на произведениях с малоизвестными техниками.
За время работы в Музее истории религии Николаем Вадимовичем Калининым было отреставрировано большое количество уникальных произведений темперной и масляной живописи XIV-XX вв., проблемных и сложных в реставрации. В музее им выполнено более 1500 реставрационных работ разной сложности.
Николай Вадимович участвовал в качестве реставратора в археологических экспедициях ГМИР в Термезе, научно-исследовательской экспедиции ГМИР с целью изучения и собирания памятников шаманизма народов Амура. Кроме того, он входил в состав Реставрационного Совета КГИОП, а также был представителем России в качестве консультанта по вопросам реставрации в составе Международной комиссии по проблемам сохранения архитектурных комплексов и экологии в бассейнах Ладожского и Онежского озер.
Николай Вадимович Калинин является членом Союза художников и Союза журналистов. Выступает на научно-исследовательских конференциях, общается с прессой и готовит книгу мемуаров, которая сможет аккумулировать его богатейший жизненный опыт. Этот опыт, вне всяких сомнений, станет верным ориентиром для молодых реставраторов, делающих первые шаги и на жизненном, и на профессиональном пути.