13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Николай Вадимович Калинин родился в 1942 году на оккупированной фашистами территории.
Его отец, Калинин Вадим Николаевич, известный врач-эпидемиолог. Мать, Калинина Елена Борисовна, литератор с русскими и польскими дворянскими корнями. В среде, воспитавшей родителей Николая, понятия совести, чести и служения Отечеству были естественным жизненным кредо. В дальнейшем оно помогло трем сыновьям сформировать устойчивое мировоззрение. Любовь к живописи, литературе, поэзии проявилась у Николая Калинина еще в раннем детстве. Но свое призвание Николай Вадимович нашел не сразу.
В возрасте 15 лет он начал работать учеником токаря. Аттестат зрелости получил в вечерней школе рабочей молодежи. После получения паспорта по стопам брата-близнеца Георгия завербовался в Северо-Западное геологическое управление. Работал в поисковых партиях на Севере и Северо-Востоке. Прошел путь от младшего рабочего до сменного бурового мастера. Осенью 1962 года был призван на Североморский флот. Служил электромехаником-ракетчиком на атомной подводной лодке. После ЧП на лодке болел и был комиссован в чине младшего мичмана флота. Затем работал токарем, электромехаником. Матросом 1-го класса (рулевым) участвовал в морпроводке судов на Востоке Северным ледовым путем.
Уже студентом ВЛХПУ им. В. Мухиной посетил мастерскую реставрации масляной живописи Государственного Эрмитажа и понял, что именно это его призвание. Там же судьба свела Николая Вадимовича с Николаем Николаевичем Благовещенским, художником-реставратором, разработавшим первую в мире программу по обучению реставраторов живописи при художественных училищах. В мастерской Эрмитажа Николай Вадимович познакомился также с Михаилом Александровичем Никифоровым, первым преподавателем факультета реставрации, в значительной степени повлиявшим не него.
В 1973 году Николай Калинин окончил обучение в училище им. Мухиной и был определен на работу в НПСО «Реставратор». За время работы в объединении Николай Вадимович выполнял работы в составе реставрационных бригад в Ленинграде и его пригородах. Как одну из наиболее значимых работ стоит отметить «Домик Петра Первого» - памятник деревянного зодчества 1703 года. Руководителями проекта были архитектор А.Э. Гессен и художник-реставратор Н.Н. Благовещенский. Николай Вадимович принимал участие в раскрытии оригинальной росписи фасада от девяти слоев масляных и темперных записей. Занимался реставрацией Китайского дворца в Ораниенбауме: делом его рук была работа с плафоном Горелли (холст-масло), реставрация живописно-декоративных панно в кабинете Павла I.
В 1975 году Николай Вадимович Калинин стал инициатором основания централизованных мастерских по реставрации станковой живописи. Он собрал группу реставраторов и оборудовал мастерскую при первом городском участке НПСО «Реставратор». Мастерская, возглавляемая Николаем Калининым, проводила реставрацию живописи из интерьеров особняка Нечаева-Мальцева и реставрацию икон с иконостаса, созданного по проекту В.В. Растрелли.
В 1979 году Николай Калинин был приглашен на работу в Художественный фонд РСФСР. С 1979 по 1983 в Фонде были выполнены работы по реставрации Большого Готорбского глобуса (диаметр глобуса составлял 310 см) в музее им. Ломоносова АН СССР. Для работы с внешней поверхностью глобуса Николай Калинин разработал уникальную методику по удалению слоя мастик и масляной записи с одновременным укреплением разрушенного под мастиками оригинального красочного слоя.
Николай Калинин реставрировал Богородичный придел иконостаса Казанского собора, осуществляя полную реставрацию икон (картон, холст, масло), в том числе живопись кисти академика А.И. Иванова, В.Л. Боровиковского, В.К. Шебуева с пилона собора.
В 1983 году Николай Вадимович был переведен в Государственный музей истории религии. В музее он стал инициатором организации мастерских по реставрации темперной и масляной живописи, полихромной скульптуры, металла, графики и реставрации тканей. Его усилиями были созданы условия для ведения научно-исследовательских работ. Благодаря правильному подбору ведущих специалистов при музее стало возможным ведение работ наивысшей сложности на произведениях с малоизвестными техниками.
За время работы в Музее истории религии Николаем Вадимовичем Калининым было отреставрировано большое количество уникальных произведений темперной и масляной живописи XIV-XX вв., проблемных и сложных в реставрации. В музее им выполнено более 1500 реставрационных работ разной сложности.
Николай Вадимович участвовал в качестве реставратора в археологических экспедициях ГМИР в Термезе, научно-исследовательской экспедиции ГМИР с целью изучения и собирания памятников шаманизма народов Амура. Кроме того, он входил в состав Реставрационного Совета КГИОП, а также был представителем России в качестве консультанта по вопросам реставрации в составе Международной комиссии по проблемам сохранения архитектурных комплексов и экологии в бассейнах Ладожского и Онежского озер.
Николай Вадимович Калинин является членом Союза художников и Союза журналистов. Выступает на научно-исследовательских конференциях, общается с прессой и готовит книгу мемуаров, которая сможет аккумулировать его богатейший жизненный опыт. Этот опыт, вне всяких сомнений, станет верным ориентиром для молодых реставраторов, делающих первые шаги и на жизненном, и на профессиональном пути.