13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Елена Сергеевна Гриневич родилась в 1951 году в Ленинграде. Самые яркие воспоминания детства связаны у Елены Сергеевны с ленинградским Домом архитектора. В великолепных интерьерах бывшего дворянского особняка, памятника архитектуры XVIII века, постоянно звучали детские голоса – архитекторы проводили для ребят занятия по хореографии, рисованию, устраивали веселые праздники. Именно здесь девочка Лена впервые почувствовала вкус к «изящным наукам»: она увлеклась рисованием и, в конечном итоге, детское увлечение предопределило ее любовь к архитектуре. После школы профессиональный выбор Елена сделала, не колеблясь: она хотела быть архитектором. «Возможно, для того, чтобы не расставаться с полюбившимся домом», - улыбается сегодня Елена Сергеевна.
Курс архитекторов в Ленинградском инженерно-строительном институте подобрался исключительный. Под руководством своих преподавателей Н. Н. Башнина, А.И. Кубасова, А.А.Грушке молодые люди учились с увлечением, ведомые искренней любовью к будущей профессии. Многие из однокурсников Елены Сергеевны стали впоследствии профессионалами высокого класса. Вместе с ней учились Виктор Ефимович Полищук, Александр Иванович Березкин, Борис Петрович Богданович, Владимир Александрович Реппо, Эрида Леонидовна Иониди.
Еще до окончания вуза Елена Сергеевна точно знала, что работать она хочет только в СНПО «Реставратор». Именно эта организация долгие годы объединяла людей, сохранявших архитектуру старого Петербурга. В то время там работали такие выдающиеся архитекторы-реставраторы, как Е.В.Казанская, А.Э.Гессен, М.М. Плотников, И.Н.Бенуа, А.А.Кедринский. Было у кого поучиться. Попасть туда ей удалось не сразу. Елена Сергеевна начала работать в институте «Ленгипроинжпроект», но как только представилась возможность, она, не задумываясь, перешла на работу в «Реставратор».
В «Реставраторе» она в качестве архитектора, совместно с О.В.Шамраевой и А.Е.Гуничем, вела работы по таким объектам, как «Дача Безобразова», «Фермерский дворец» в Петергофе, «Дом Любимова» и другим.
Для архитектора, особенно начинающего, важно постоянно видеть практическое воплощение своей работы. Очень трудно стать профессионалом, работая только за чертежной доской, абстрагировавшись от реставрационного производства. Архитекторы «Реставратора» всегда работали в непосредственной связи с мастерскими и имели возможность постоянно видеть практическое воплощение своего труда. Это очень важно для становления профессионала, убеждена Елена Сергеевна.
В 1985 году Елена Сергеевна Гриневич перешла на работу в КГИОП, которым руководил в то время И.П.Саутов. Казалось бы, за семь лет, которые она провела в «Реставраторе», она прошла такую профессиональную выучку, что ни одна новая задача не могла поставить ее в тупик. Однако уровень профессионализма специалистов КГИОП, решавших вопросы, к которым Елена Сергеевна прежде не привыкла, просто поразил ее. Для того чтобы почувствовать себя на новом месте уверенно, ей понадобилось несколько лет напряженного труда.
В КГИОП Елена Сергеевна руководила отделом северных и южных районов Санкт-Петербурга и контролировала процессы реставрации объектов культурного наследия, многообразных по характеристикам, по специфике подхода к каждому из них, по методикам и технологиям реставрационных работ. Она вела такие сложные работы, как комплексная реставрация Дачи Дашковой, Усадьбы Воронцова, Чесменской церкви; интерьеров Народного дома С.В.Паниной; объектов Зеленого пояса Славы Ленинграда, осуществляла контроль над реставрацией фасадов Московского проспекта.
Из последних достижений Елены Сергеевны наиболее значительными являются комплексные реставрационные работы в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Кировском райсовете, усадьбе Сиверса, Церкви Богоявления на Гутуевском острове, Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан на Расстанной улице, в музее «Литераторские мостки» с церковью Воскресения Словущего, и на объектах ГМЗ «Гатчина», в том числе и по реставрации Гатчинского дворца.
Работа чиновника КГИОП недооценена нашим обществом, убеждена Елена Сергеевна. Все, что на протяжении многих лет делали ее коллеги – это огромный, необходимый для города труд. И очень жаль, что не все сегодня понимают его значимость. На архитектора КГИОП возложены обязанности по контролю и учету памятников, научному обеспечению реставрационных работ и контролю над ними. Объемы работ у каждого специалиста колоссальны, и их выполнение требует высочайшего уровня профессионализма. Огромную моральную поддержку в жизни Елене Сергеевне Гриневич оказывает ее муж – поэт и композитор Виктор Федоров. В его песне «Зодчество», посвященной архитекторам родного города, есть такие строки:
Потому ли легкой линией рассекает Мастер высь,
чтобы взоры в небо синее, ближе к Богу поднялись!
Елена Сергеевна с огромным уважением вспоминает о мастерах-реставраторах, взращенных петербургской реставрационной школой. Именно они, воплощавшие в жизнь проекты по восстановлению Ленинграда и пригородов после войны и реставрировавшие город в советское время, – заслуживают долгой и благодарной памяти. И, конечно же, очень важно, чтобы о них знало молодое поколение реставраторов – ведь ленинградская реставрация всегда держалась на преемственности поколений, и эта традиция, уверена Елена Сергеевна, должна поддерживаться и укрепляться.