13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Петр Иванович Петров родился в 1936 году в селе Березники Пензенской области. По окончании школы он, как и большинство его сверстников, был мобилизован для участия в работах по послевоенному восстановлению страны.
– Из деревни нас забирали эшелонами, – вспоминает Петр Иванович. – Место жительства мы выбирали не сами – государство распределяло нас туда, где были востребованы рабочие руки. Я попал на Урал, и освоил там специальность плотника.
Но на Урале молодой человек оставался недолго – уже через некоторое время ему предложили отправиться на стройки Ленинграда. Возражать он не стал, и перебрался в Северную столицу, тогда еще не подозревая, что именно с этим городом будет связана вся его дальнейшая жизнь.
В Ленинграде Петр Иванович освоил специальность паркетчика, и в течение двадцати лет работал в этом качестве на ленинградских стройках. Однако строительные работы не стали главным делом жизни для Петра Ивановича – будучи уже паркетчиком с солидным стажем, он перешел на работу в СНПО «Реставратор», где, к его удивлению, ему пришлось осваивать профессию практически с нуля.
– Когда я пришел в «Реставратор», то был уже паркетчиком 6-го разряда, – рассказывает Петр Иванович. – Реставраторы к моему разряду отнеслись скептически, потому что разница между строительным паркетчиком и реставратором паркета – колоссальная. Я тогда был смел, уверен в себе, и предстоящих трудностей не испугался.
Как сегодня признается Петр Иванович, переход из строительства в реставрацию дался ему нелегко, временами терпение было на пределе. Но именно сложность реставрационных работ и привлекала его - мастера, желающего профессионально расти и выполнять самую тонкую работу. Конечно же, во многом профессиональному становлению способствовало мастерство коллег по бригаде, во главе которой стоял Иван Васильевич Антонов.
Одним из первых объектов, с которого началось утверждение его профессионализма, Петр Иванович называет Этнографический музей. Именно здесь он познал те тончайшие нюансы работы, без которых немыслима подлинная реставрация; именно здесь понял, что реставрация его уже не отпустит.
– В Этнографическом музее, - вспоминает Петр Иванович, - многие начинающие реставраторы паркета пугались предстоящих трудностей. Полюбуются и уходят, так и не приступив к работе. А я остался. И именно там коллеги признали во мне реставратора. Мне сказали: ты в реставрации задержишься.
Петр Иванович действительно задержался, хотя следующий его объект оказался еще сложнее. Это была реставрация паркета Белого зала Дома архитектора. Работа с таким мелким рисунком поначалу даже казалась невыполнимой, признается сегодня Петр Иванович.
Впоследствии Петру Ивановичу довелось поучаствовать в реставрации большого количества паркетов старого Петербурга. В его послужном списке едва ли не все городские памятники архитектуры, в отделке которых использован паркет. Среди архитектурных шедевров, в воссоздание и сохранение которых вложен его труд, - здания Государственного Эрмитажа и Русского музея, Мариинский, Юсуповский, Большой Петергофский, Таврический, Строгановский Шереметевский дворцы, Большой Кремлевский дворец в Москве, Музей-квартира А.С. Пушкина, Комендантский дом Петропавловской крепости, Смольный институт, Тронный зал Екатерининского дворца, Китайский дворец в Ораниенбауме, Мариинский театр, Дворец труда, Адмиралтейство, Дворец Белозерских-Белосельских… Этот далеко не полный список можно продолжать еще долго, и каждый из объектов, по словам Петра Ивановича, дорог ему, каждый по-своему памятен.
В 1996 года Петр Иванович вышел на пенсию. Но сидеть без дела не стал и перешел на работу в свой любимый Дом архитектора. Здесь на протяжении долгих лет он осуществлял плотницкие и столярные работы, следил за соблюдением правил эксплуатации памятника, и после того как окончательно перешел на заслуженный отдых, оставил по себе добрую память не только как квалифицированный реставратор и самоотверженный хранитель, но и как скромный человек и настоящий патриот своей профессии.
В 2013 году за выдающиеся заслуги в сфере сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга Петр Иванович Петров представлен к награждению знаком «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени.