09.05.2025
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
27.04.2025
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРОВЕЛ ПЕРВЫЙ СУББОТНИК ВОЛОНТЕРСКОГО СЕЗОНА - 2025
27.04.2025
СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
25.04.2025
СОВЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВЫСОКО ОЦЕНИЛ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ КОНЮШЕННОГО ВЕДОМСТВА
23.04.2025
НАЧИНАЕМ ВОЛОНТЕРСКИЙ СЕЗОН НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Петр Иванович Петров родился в 1936 году в селе Березники Пензенской области. По окончании школы он, как и большинство его сверстников, был мобилизован для участия в работах по послевоенному восстановлению страны.
– Из деревни нас забирали эшелонами, – вспоминает Петр Иванович. – Место жительства мы выбирали не сами – государство распределяло нас туда, где были востребованы рабочие руки. Я попал на Урал, и освоил там специальность плотника.
Но на Урале молодой человек оставался недолго – уже через некоторое время ему предложили отправиться на стройки Ленинграда. Возражать он не стал, и перебрался в Северную столицу, тогда еще не подозревая, что именно с этим городом будет связана вся его дальнейшая жизнь.
В Ленинграде Петр Иванович освоил специальность паркетчика, и в течение двадцати лет работал в этом качестве на ленинградских стройках. Однако строительные работы не стали главным делом жизни для Петра Ивановича – будучи уже паркетчиком с солидным стажем, он перешел на работу в СНПО «Реставратор», где, к его удивлению, ему пришлось осваивать профессию практически с нуля.
– Когда я пришел в «Реставратор», то был уже паркетчиком 6-го разряда, – рассказывает Петр Иванович. – Реставраторы к моему разряду отнеслись скептически, потому что разница между строительным паркетчиком и реставратором паркета – колоссальная. Я тогда был смел, уверен в себе, и предстоящих трудностей не испугался.
Как сегодня признается Петр Иванович, переход из строительства в реставрацию дался ему нелегко, временами терпение было на пределе. Но именно сложность реставрационных работ и привлекала его - мастера, желающего профессионально расти и выполнять самую тонкую работу. Конечно же, во многом профессиональному становлению способствовало мастерство коллег по бригаде, во главе которой стоял Иван Васильевич Антонов.
Одним из первых объектов, с которого началось утверждение его профессионализма, Петр Иванович называет Этнографический музей. Именно здесь он познал те тончайшие нюансы работы, без которых немыслима подлинная реставрация; именно здесь понял, что реставрация его уже не отпустит.
– В Этнографическом музее, - вспоминает Петр Иванович, - многие начинающие реставраторы паркета пугались предстоящих трудностей. Полюбуются и уходят, так и не приступив к работе. А я остался. И именно там коллеги признали во мне реставратора. Мне сказали: ты в реставрации задержишься.
Петр Иванович действительно задержался, хотя следующий его объект оказался еще сложнее. Это была реставрация паркета Белого зала Дома архитектора. Работа с таким мелким рисунком поначалу даже казалась невыполнимой, признается сегодня Петр Иванович.
Впоследствии Петру Ивановичу довелось поучаствовать в реставрации большого количества паркетов старого Петербурга. В его послужном списке едва ли не все городские памятники архитектуры, в отделке которых использован паркет. Среди архитектурных шедевров, в воссоздание и сохранение которых вложен его труд, - здания Государственного Эрмитажа и Русского музея, Мариинский, Юсуповский, Большой Петергофский, Таврический, Строгановский Шереметевский дворцы, Большой Кремлевский дворец в Москве, Музей-квартира А.С. Пушкина, Комендантский дом Петропавловской крепости, Смольный институт, Тронный зал Екатерининского дворца, Китайский дворец в Ораниенбауме, Мариинский театр, Дворец труда, Адмиралтейство, Дворец Белозерских-Белосельских… Этот далеко не полный список можно продолжать еще долго, и каждый из объектов, по словам Петра Ивановича, дорог ему, каждый по-своему памятен.
В 1996 года Петр Иванович вышел на пенсию. Но сидеть без дела не стал и перешел на работу в свой любимый Дом архитектора. Здесь на протяжении долгих лет он осуществлял плотницкие и столярные работы, следил за соблюдением правил эксплуатации памятника, и после того как окончательно перешел на заслуженный отдых, оставил по себе добрую память не только как квалифицированный реставратор и самоотверженный хранитель, но и как скромный человек и настоящий патриот своей профессии.
В 2013 году за выдающиеся заслуги в сфере сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга Петр Иванович Петров представлен к награждению знаком «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени.