13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Анатолий Владимирович Полетаев родился в Ленинграде. В детские годы он имел счастливую возможность разносторонне развивать свои творческие способности: его воспитанием занималась талантливая няня. Именно ей, по словам Анатолия Владимировича, он обязан хорошим художественным вкусом и высоко развитой способностью к ручному творчеству.
Однако во взрослой жизни рисование и лепка оказались востребованными не сразу. Первые двадцать лет своей профессиональной жизни талантливый электронщик Анатолий Полетаев посвятил военно-промышленному комплексу. Лишь в годы перестройки он, как большинство его коллег, очутился перед необходимостью искать себя заново. К счастью, результатом вынужденной переквалификации стала встреча с профессией реставратора.
– Я поступил на работу в молодую реставрационную фирму «Горюнов и Горюнов»,– вспоминает Анатолий Владимирович. – Первоначально мои обязанности были несложными. Зачисленный на работу мастером участка, я осуществлял чисто организаторские функции на керамической площадке, арендованной у комбината декоративно-прикладного искусства.
Мастерство работавших на площадке лепщиков восхитило Анатолия Владимировича. Это была плеяда реставраторов звездного ленинградского поколения, участвовавших в свое время в восстановлении города после войны, - Мамаев, Громов, Николаев, Харламов… Из интереса начавший учиться у них, Анатолий Владимирович обнаружил незаурядные способности к реставрации лепного декора.
Одним из первых объектов, на которых он работал в качестве реставратора, была Дача Салтыковой. Фактически это полуразрушенное строение середины XIX века необходимо было воссоздать по образцу исторического. Компания «Горюнов и Горюнов» делала фасады этого здания. По воспоминаниям Анатолия Владимировича, работы были сложны и интересны тем, что декор каждого из четырех фасадов имел свой, неповторимый рисунок. Элементы лепнины также были непохожи друг на друга, и для начинающего реставратора работа с ними стала хорошей профессиональной школой.
Затем было огромное множество работ по реставрации лепнины петербургских фасадов. Одна из памятных Анатолию Владимировичу работ – консервация бетонного барельефа на фасаде Нахимовского училища. Огромный (площадью около шестидесяти квадратных метров), тяжелый барельеф на момент начала реставрации пребывал в аварийном состоянии. На изготовление нового денег у заказчика не было, и реставраторам предстояло законсервировать его, чтобы он простоял «хотя бы года два». При таких разрушениях задача казалась невыполнимой, признается Анатолий Владимирович. Однако выполнить ее было необходимо, и реставраторы провели консервацию на таком уровне, что барельеф простоял более десяти лет…
- В 1990-е и в начале 2000-х годов был настоящий бум реставрационных работ, - вспоминает Анатолий Владимирович. – Я вырос в этом городе и не могу не видеть, как преобразился он за эти годы. В 1990-е кардинально изменился подход к реставрации городских фасадов, он стал действительно реставрационным. Мы расчищали фасады от нанесенного в советские годы цемента, реставрировали лепнину… Подчас при расчистках фасадов мы делали настоящие открытия.
С этой точки зрения Анатолию Владимировичу особенно памятен фасад здания бывшего Московского купеческого банка на Невском проспекте, 46. Весь фасадный декор оказался выполненным из керамики. При ремонтах предыдущих лет утраты керамики просто-напросто замазывались цементом, а сверху закрашивались. После того как реставраторы, проведя полную расчистку этого фасада, отреставрировали историческую цветную керамику, фасад как будто обрел вторую жизнь.
За годы работы в реставрации Анатолий Владимирович Полетаев стал высококлассным специалистом и заслужил безоговорочное уважение в профессиональных кругах. Неслучайно именно к нему обращаются за профессиональными советами не только мастера, но и технологи, и инженеры, занятые в проведении реставрационных работ.
Последней из крупных работ Анатолия Владимировича стало изготовление моделей кессонов потолка станции метро «Автово», реконструкцию которых компания «АжиоПроект» проводила по уникальной технологии, впервые используя в качестве материала для изготовления крупных навесных конструкций стеклофибробетон.
- Это была циклопическая работа, - признается Анатолий Владимирович. – Такую объемную работу можно проделать, пожалуй, только раз в жизни.
Весной 2013 года Анатолий Владимирович Полетаев официально вышел на пенсию. Однако расставаться с реставрацией он вовсе не собирается. Специалист такого класса по-прежнему востребован в реставрации объектов культурного наследия, и впереди у него еще много интересной и важной для города работы.