13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Армен Суренович Газиянц родился в 1945 году в Ленинграде в семье одного из ярких деятелей ленинградской реставрации Сурена Ивановича Газиянца. Среда, в которой воспитывался Армен, всемерно способствовала развитию в нем гуманитарных способностей. С детства увлекавшийся музыкой и живописью, он, казалось, не мог связать свою жизнь с чем бы то ни было, не имеющим отношения к искусству. Однако его путь в реставрацию не был прямым.
Как не без иронии вспоминает Армен Суренович сегодня, после совершенного Юрием Гагариным полета в космос все тогдашние мальчишки, в том числе прирожденные художники, музыканты, врачи и педагоги, бросились осваивать исключительно околокосмические профессии. Сам Армен выбрал для этой цели радиотехникум.
Конечно, жизнь очень быстро расставила все по своим местам, и уже в первый год обучения Армен Газиянц понял, что эта профессия совершенно ему не подходит. Молодой человек полностью сосредоточился на своих главных увлечениях – музыке и живописи. После некоторых колебаний выбор был сделан в пользу живописи – талантливый молодой художник решил стать профессиональным реставратором.
По просьбе сына Сурен Иванович Газиянц показал его работы руководителю легендарной реставрационной бригады Якову Александровичу Казакову, и тот согласился взять юношу на работу. В то время в бригаде Казакова работали такие признанные реставраторы, как Владимир Корбан, Виктор Журавлев, Валентин Андреев, Борис Лебедев, Иван Алексеев, Леонид Любимов…
– Бригадный метод работы – это серьезная школа, – вспоминает сегодня Армен Суренович. – В бригаде у начинающего реставратора нет одного конкретного учителя, зато есть возможность учиться у каждого. Поступив в мастерскую Якова Александровича, я получил возможность постигать мастерство восстановления монументальной живописи. В реставрации живописи станковой и икон моим непосредственным наставником оказался Самуил Федорович Коненков. Этот замечательный человек и великолепный реставратор научил меня видеть произведение не поверхностно, как зрители, а глубинно, прослеживая весь ход работы старого мастера, его технику и технологию.
Первым объектом, в реставрации которого принимал участие Армен Газиянц, стал кабинет Александра Первого в Екатерининском дворце Царского Села. Затем были другие помещения этого дворца, в том числе Большой зал со знаменитым плафоном, работы в Павловске, Петергофе, Александро-Невской лавре, Мариинском дворце, Царскосельском лицее, Спасо-Преображенском соборе и множестве других шедевров архитектуры.
– У художника-реставратора нет незначительных, проходных работ, – уверен Армен Суренович. – К каждому памятнику необходим индивидуальный подход, каждая работа неповторима. Всякий раз, приходя на новый объект, реставратор вынужден начинать все с нуля: исследовать живопись, замечать множество нюансов. Как бы ни был велик опыт работы в реставрации, перед каждым новым для меня произведением я опять чувствую себя начинающим.
Именно такое состояние владеет им и сегодня, когда заместитель директора реставрационной компании «КАРЭ», художник-реставратор с более чем сорокалетним стажем, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени Армен Суренович Газиянц ведет работы по реставрации живописи Успенского собора в Сергиевом Посаде.
Живопись, украшающая собор, строительство которого началось еще во времена Ивана Грозного, совершенно не похожа ни на одно из произведений, с которыми ему доводилось работать раньше. Технику работы старых мастеров необходимо изучить, понять до мельчайших деталей. Именно в трепетном отношении к дошедшему до нас произведению живописи и проявляется профессионализм реставратора.
По словам Армена Суреновича, молодые люди, приходящие в реставрацию, часто подвержены искушению выразить в работе себя, блеснуть мастерством, иногда даже «поправить» оригинального автора. Только полностью изжив внутри себя такой пагубный для реставрации подход, можно состояться в этой нелегкой и увлекательной профессии.
Предельно уважительное отношение к произведениям искусства естественно сочетается в характере Армена Суреновича с уважением, мягкостью и тактичностью по отношению к людям. Каждого, кто общается с этим замечательным профессионалом, поражает сочетание в нем высоких личностных и профессиональных качеств, свойственное лучшим представителям петербургской интеллигенции.