09.05.2025
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
27.04.2025
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРОВЕЛ ПЕРВЫЙ СУББОТНИК ВОЛОНТЕРСКОГО СЕЗОНА - 2025
27.04.2025
СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
25.04.2025
СОВЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВЫСОКО ОЦЕНИЛ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ КОНЮШЕННОГО ВЕДОМСТВА
23.04.2025
НАЧИНАЕМ ВОЛОНТЕРСКИЙ СЕЗОН НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
Владимир Павлович Окорочков родился в 1929 году в Ленинграде, а ушел из жизни в 1994-м, уже в Санкт-Петербурге. Как и все его сверстники, подростком Владимир Павлович встретил начало войны. В полной мере испытав на себе все тяготы ленинградской блокады, лишь с появлением дороги жизни на Ладоге он был вывезен вместе с мамой из города и попал в эвакуацию.
Вскоре после войны Владимир Павлович вернулся в родной город, где в 1946 году приступил к обучению в недавно созданном Архитектурно-художественное ремесленном училище №9. По его окончании молодой реставратор живописи попал на работу в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, которые вели весь комплекс реставрации в Ленинграде. В составе бригады других художников он приступил к работам по реставрации и воссозданию утраченных монументальных росписей дворцовых залов в Ораниенбауме и Царском Селе.
По свидетельствам коллег, Владимир Павлович не только был хорошим техником-реставратором, каких немало встречается среди реставраторов живописи, но и прекрасно владел секретами живописного мастерства, техникой масляной, темперной и фресковой живописи.
В его послужной список, включающий в себя более тридцати наименований, входят работы, которые сделали бы честь любому художнику-реставратору. Большой Петергофский, Павловский, Юсуповский, Таврический дворцы, павильон Венеры в г.Гатчина, Монплезир, Кронштадтский Морской собор, Мариинский, Меншиковский дворцы, Исаакиевский собор, Александро-Невская лавра, Никольский собор, Адмиралтейство, Русский музей и Эрмитаж; ленинградский Дом архитектора, Дом ученых, Мариинский театр и АБДТ им. М.Горького, особняк Кочубея, Катальная горка в Ломоносове – это лишь малая толика шедевров, в воссоздании которых он принимал участие.
Владимир Павлович восстанавливал Ленинград с лучшими в Советском Союзе реставраторами, такими как Я.А. Казаков, И.О.Алексеев, Ю.Ф.Шитов, Б.Н. Лебедев, В.Г.Журавлев, В.А.Никифоров, М.Г.Колотов, О.Ю.Педаяс, И.Н.Бенуа, В.Г.Корбан, О.К. Одэ, Ф.Ф. Васильев, Л.А. Любимов. Его учителем в области реставрации был известный реставратор живописи Анатолий Владимирович Трескин, с которым ему довелось в 1950-е годы работать в Павловском дворце.
Одним из наиболее значительных этапов в его профессиональной биографии стала работа в комнатах Камерона в Екатерининском дворце, где впоследствии он работал также на реставрации Картинного зала.
В начале 1970-х годов в составе бригады лучших художников-реставраторов Ленинграда В.П.Окорочков дважды ездил в длительные командировки в Москву - реставрировать монументальную живопись залов Большого Кремлевского дворца. Также он принимал участие в реставрации Межотненского дворца и дворца Рундале в Латвии.
Владимир Павлович вел работы по раскрытию и реставрации живописи дворцовой церкви во имя Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском дворце. Каждый, кто знаком с историей этого храма, с благодарностью вспоминает реставраторов, сделавших вновь доступными для глаза росписи, когда-то закрашенные несколькими слоями малярной краски.
Позже подобную работу Владимир Павлович проделал при реставрации Храма Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта (ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни), стены которого также были плотно закрашены после революции.
Здесь, как и в Мариинском дворце, Владимир Павлович бережно и кропотливо расчищал подлинные изображения, скрытые под многими слоями красок. Фрески были воссозданы по небольшим сохранившимся фрагментам.
Талантливый реставратор, Владимир Павлович и в повседневной жизни оставался человеком неординарным и любопытным, большим любителем путешествий и даже несколько авантюристом. Так, дважды он срывался с места и, оставив привычный быт, отправлялся на целый сезон работать на рыболовецкий траулер. Из походов он привозил не только множество ярких зарисовок, но и новый для себя опыт рыболовецкого ремесла, разделки рыбы, умения управляться со снастями… Но конечно, главным интересом его жизни всегда была живопись. Оставшиеся после него многочисленные зарисовки, так же как и памятники, в реставрацию которых он вложил свой труд, душу и талант, останутся лучшей памятью об этом ярком человеке и подлинном патриоте своей профессии.