02.10.2024
С ДНЁМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
24.09.2024
ДОСКУ С НАДПИСЬЮ "ДОМ РЕСТАВРАТОРОВ" УСТАНОВИЛИ НА ФАСАДЕ ДОМА ПАШКОВА
23.09.2024
СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
20.09.2024
ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ГОСТА "СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛАНДШАФТНОЙ И САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ""
19.09.2024
УМЕР ИГОРЬ ЛАВРЕНЕНКО
Владимир Павлович Окорочков родился в 1929 году в Ленинграде, а ушел из жизни в 1994-м, уже в Санкт-Петербурге. Как и все его сверстники, подростком Владимир Павлович встретил начало войны. В полной мере испытав на себе все тяготы ленинградской блокады, лишь с появлением дороги жизни на Ладоге он был вывезен вместе с мамой из города и попал в эвакуацию.
Вскоре после войны Владимир Павлович вернулся в родной город, где в 1946 году приступил к обучению в недавно созданном Архитектурно-художественное ремесленном училище №9. По его окончании молодой реставратор живописи попал на работу в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, которые вели весь комплекс реставрации в Ленинграде. В составе бригады других художников он приступил к работам по реставрации и воссозданию утраченных монументальных росписей дворцовых залов в Ораниенбауме и Царском Селе.
По свидетельствам коллег, Владимир Павлович не только был хорошим техником-реставратором, каких немало встречается среди реставраторов живописи, но и прекрасно владел секретами живописного мастерства, техникой масляной, темперной и фресковой живописи.
В его послужной список, включающий в себя более тридцати наименований, входят работы, которые сделали бы честь любому художнику-реставратору. Большой Петергофский, Павловский, Юсуповский, Таврический дворцы, павильон Венеры в г.Гатчина, Монплезир, Кронштадтский Морской собор, Мариинский, Меншиковский дворцы, Исаакиевский собор, Александро-Невская лавра, Никольский собор, Адмиралтейство, Русский музей и Эрмитаж; ленинградский Дом архитектора, Дом ученых, Мариинский театр и АБДТ им. М.Горького, особняк Кочубея, Катальная горка в Ломоносове – это лишь малая толика шедевров, в воссоздании которых он принимал участие.
Владимир Павлович восстанавливал Ленинград с лучшими в Советском Союзе реставраторами, такими как Я.А. Казаков, И.О.Алексеев, Ю.Ф.Шитов, Б.Н. Лебедев, В.Г.Журавлев, В.А.Никифоров, М.Г.Колотов, О.Ю.Педаяс, И.Н.Бенуа, В.Г.Корбан, О.К. Одэ, Ф.Ф. Васильев, Л.А. Любимов. Его учителем в области реставрации был известный реставратор живописи Анатолий Владимирович Трескин, с которым ему довелось в 1950-е годы работать в Павловском дворце.
Одним из наиболее значительных этапов в его профессиональной биографии стала работа в комнатах Камерона в Екатерининском дворце, где впоследствии он работал также на реставрации Картинного зала.
В начале 1970-х годов в составе бригады лучших художников-реставраторов Ленинграда В.П.Окорочков дважды ездил в длительные командировки в Москву - реставрировать монументальную живопись залов Большого Кремлевского дворца. Также он принимал участие в реставрации Межотненского дворца и дворца Рундале в Латвии.
Владимир Павлович вел работы по раскрытию и реставрации живописи дворцовой церкви во имя Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском дворце. Каждый, кто знаком с историей этого храма, с благодарностью вспоминает реставраторов, сделавших вновь доступными для глаза росписи, когда-то закрашенные несколькими слоями малярной краски.
Позже подобную работу Владимир Павлович проделал при реставрации Храма Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта (ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни), стены которого также были плотно закрашены после революции.
Здесь, как и в Мариинском дворце, Владимир Павлович бережно и кропотливо расчищал подлинные изображения, скрытые под многими слоями красок. Фрески были воссозданы по небольшим сохранившимся фрагментам.
Талантливый реставратор, Владимир Павлович и в повседневной жизни оставался человеком неординарным и любопытным, большим любителем путешествий и даже несколько авантюристом. Так, дважды он срывался с места и, оставив привычный быт, отправлялся на целый сезон работать на рыболовецкий траулер. Из походов он привозил не только множество ярких зарисовок, но и новый для себя опыт рыболовецкого ремесла, разделки рыбы, умения управляться со снастями… Но конечно, главным интересом его жизни всегда была живопись. Оставшиеся после него многочисленные зарисовки, так же как и памятники, в реставрацию которых он вложил свой труд, душу и талант, останутся лучшей памятью об этом ярком человеке и подлинном патриоте своей профессии.