02.10.2024
С ДНЁМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
24.09.2024
ДОСКУ С НАДПИСЬЮ "ДОМ РЕСТАВРАТОРОВ" УСТАНОВИЛИ НА ФАСАДЕ ДОМА ПАШКОВА
23.09.2024
СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
20.09.2024
ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ГОСТА "СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛАНДШАФТНОЙ И САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ""
19.09.2024
УМЕР ИГОРЬ ЛАВРЕНЕНКО
Николай Антонович Пикалов (которого коллеги и друзья больше привыкли называть Михаилом) прожил недолгую, но насыщенную и яркую жизнь. Чрезвычайно деятельный и активный, разносторонне одаренный и жадный до новых знаний, он сумел организовать реставрационное производство высокого уровня в условиях, когда старая система функционирования отрасли разрушалась и уходила в небытие. Придя в реставрацию на рубеже 1980-90-х годов, Михаил Пикалов создал одну из ведущих реставрационных компаний города «Пикалов и сын», собрал в ней лучших специалистов ленинградской реставрационной школы, провел десятки сложнейших реставрационных работ на петербургских, и не только петербургских, памятниках и снискал безоговорочное уважение всех, кто был с ним знаком.
– В его руках – с виду не слишком изящных и непривычных к деликатной, тонкой работе, – все выходило ладно, прочно, красиво. И фотографии, и фильмы, и возрождаемые к жизни дворцы и церкви», - писал о нем директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
Приехав в Ленинград, молодой выходец с Кубани безоглядно влюбился город и твердо решил остаться здесь жить. Будучи мастером по пожарно-прикладному спорту, пошел работать в пожарную часть на Васильевском острове, параллельно учась на философском факультете ЛГУ.
– Работая в пожарной охране, он имел возможность наблюдать город с высоты птичьего полета, – рассказывает дочь Николая Антоновича Анастасия. – Такое общение с городом стало для него огромной потребностью. Именно поэтому он тогда освоил ремесло кровельщика.
Занимаясь кровельными работами на высотных доминантах Ленинграда, Михаил Пикалов познакомился с профессиональными реставраторами. Интерес к работе по воссозданию и сохранению памятников захватил его. Впоследствии он освоил еще не одну рабочую специальность – плотника, штукатура, стекольщика, верхолаза, и, уже будучи руководителем реставрационной компании, всегда испытывал необходимость принимать прямое участие в реставрационных работах.
Незаурядные организаторские способности и любовь к реставрационному делу позволили Михаилу Пикалову собрать вокруг себя лучших специалистов петербургской реставрации. Вообще, по воспоминаниям дочери, человек совершенно не тщеславный, во многих областях жизни способный довольствоваться малым, в вопросе подбора кадров для реставрационных работ он не признавал компромиссов – в его фирме работали только лучшие. На оплату труда специалистов он никогда не жалел денег, всегда был уверен в своих людях, и они безоговорочно доверяли ему.
Во многом благодаря усилиям компании «Пикалов и сын» Санкт-Петербург стал обретать свой прежний облик. На счету Михаила Пикалова и его специалистов реставрационные работы на таких памятниках, как Исаакиевский собор (расчистка купола к 300-летию города и реставрация витража «Воскресший Христос» в главном алтаре собора), Спас-на-Крови, где было проведено множество уникальных высотных работ, Мраморный дворец, Петропавловская крепость, Академия наук, здание петербургского Университета, Казанский, Никольский соборы… Михаил Пикалов выполнял с друзьями отдельные работы под куполами и на крышах – там, где необходимы были смелость и ловкость.
Для фасадных и кровельных работ при реставрации храма в Старой Ладоге он разработал лёгкие разборные подвесные строительные леса. Это изобретение он впоследствии использовал на многих объектах - на определенном этапе такие леса существенно облегчали работу верхолазов и, кроме того, позволяли экономить время и деньги без ущерба для качества реставрации.
Особое место в профессиональной биографии Пикалова занимала реставрация храмов. В последние десять лет жизни он очень много времени уделял именно этому направлению деятельности. Одной из важнейших работ Михаила Пикалова и возглавляемого им коллектива стала реставрация Спасо-Преображенского собора на Валааме.
– Когда представители Валаамского монастыря обратились ко мне с просьбой порекомендовать фирму, способную отреставрировать Спасо-Преображенский собор, я без колебаний назвал коллектив Пикалова, - вспоминает главный специалист отдела технологий ремонтно-реставрационных работ Управления экспертиз и реставрационных программ КГИОП Сергей Тучинский. - Чтобы воссоздать храм в отдалённом монастыре, мало иметь специалистов и технику. Сколько раз реставрационные фирмы брались за эту работу и по разным причинам не выполняли. Миша Пикалов сделал ее.
Еще одним делом, всерьез увлекшим Михаила Пикалова стала фотография. Восхищавшийся панорамными видами Петербурга, тонко чувствовавший искусство, Михаил Пикалов дружил с классиком петербургской фотографии Борисом Смеловым, был учеником одного из неформальных творческих лидеров российского актуального фотоискусства Бориса Савельева. Именно по настоянию учителя он стал снимать город, ставший главным героем его фотографий.
– Главные персонажи работ Пикалова – отпескоструенный гранит набережной, свежепозолоченный купол храма, расчищенный памятник, – пишет в своей книге «Философия фотографии» петербургский философ и исследователь фотографии Валерий Савчук. – Чистота подачи здесь такова, что впору принять его мир за образ совершенного мира. Без изъянов и разрывов. Именно таким, по признанию самого Пикалова, ему привиделся Петербург с высоты пожарной вышки, с крыши дома, с рабочего места реставратора, позволивших ощутить на ощупь «имперскость» города – в мельчайших деталях.
Эти фотографии, наряду с возрожденными памятниками петербургской архитектуры, оставили еще один памятный след о пребывании на этой земле человека, отчаянно любившего жить и не тратившего впустую ни секунды из отведенного ему времени.
В очерке использованы материалы журнала АРДИС,
опубликованные в №2 от 2004г.