13.11.2024
НИНА ШАНГИНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЮБИЛЕЙНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ICCROM
03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КЕДРИНСКИЙ — яркая, талантливая личность, видный российский архитектор, основоположник петербургской школы реставраторов, с именем которого связана вся послевоенная история Ленинграда и СанктПетербурга. Автор более трехсот проектов реставрации памятников СанктПетербурга, Царского Села, Петергофа, Павловска, Гатчины всей своей жизнью доказал, что возрождать архитектурное наследие прошлого следует во всем былом великолепии и с максимальной достоверностью, не ограничиваясь полумерами. Это новое по тем временам направление в реставрации, получившее название «воссоздание», заслужило ныне всеобщее признание.
Александр Александрович всю жизнь занимался делом, которое знал, любил и видел результаты своей работы и творчества. Он родился в 1917 году в Петрограде в семье балерины Мариинского театра и бывшего царского офицера, чьи предки имели духовный сан. Это обстоятельство стало причиной, по которой А. А. Кедринскому пришлось дважды поступать в ЛИКС (Ленинградский институт коммунального строительства). В 1937 году юноша увлеченно занимался живописью в мастерскихстудиях А. Ф. Эберлинга, И. И. Бродского, С. М. Зайдельберга. Он всегда много читал, дома была прекрасная библиотека. Впервые творческие способности Александр проявил, соорудив макет декорации с видом на Исаакиевский собор к одному из спектаклей, который ставился в Ленинградском балетном училище, где более сорока лет преподавала его приемная мать. Однако война, сначала Финская, а потом Отечественная изменили студенческую жизнь: вместе с сокурсниками он тушил пожары, строил оборонительные укрепления и разбирал завалы, а на пятом курсе, в ноябре 1941 года Кедринский ушел добровольцем, став рядовым солдатом отдельного стрелкового батальона. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, видел смерть и в бою, и в блокадном Ленинграде от голода, холода и артобстрелов. В конце войны он работал армейским художником. Впоследствии, по воспоминаниям современников, Александр Александрович часто называл себя гибридом художника, инженераконструктора и архитектора.
Придя с фронта, еще в погонах, и увидев здания города превращенными войной в руины, он решил посвятить себя реставрации, чему остался верен до конца своих дней. Поэтому первым послевоенным местом работы А. А. Кедринского стала созданная в Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры Ленинграда архитектурная мастерская, занимающаяся обмерами и проектами реставрации памятников. Так был окончательно сделан выбор профессии архитекторареставратора. В 1951 году он пришел работать в Специальную научнореставрационную производственную мастерскую АПУ Ленгорисполкома. Одновременно формировалась и ленинградская школа реставраторов, которой были присущи свои, специфические черты, обусловленные характером и стилистикой архитектуры Ленинграда, и последствиями огромных военных разрушений. Совместными усилиями с архитекторамиреставраторами они постигали художественные, конструктивные и технические особенности творений зодчих барокко, классицизма, эклектики, модерна, неоклассицизма. Зачастую свою профессию А. А. Кедринский сравнивал с профессией режиссера, поскольку архитекторреставратор, как считал Александр Александрович, должен находиться в постоянном взаимодействии с мастерамиисполнителями, настраивая их на работу с памятником той или иной эпохи. А. А. Кедринскому всегда удавалось гармонично сочетать свою творческую многогранность с неукоснительным соблюдением узких стилевых рамок, не отступая ни на шаг от того, что было задумано и создано его предшественниками.
С годами накапливался бесценный практический опыт. Тем не менее, Кедринский всю жизнь занимался самообразованием, поэтому его эрудиция в сложнейших проблемах реставрации была просто энциклопедической. Его коллеги вспоминали, что Александр Александрович с одинаковым успехом профессионала и великого экспериментатора разбирался в резных, лепных, позолотных, живописных работах и даже мозаике, керамике, янтаре.
Однако исключительная заслуга архитектора А. А. Кедринского в том, что он разработал методику и практически обосновал возможность комплексного воссоздания дворцовопарковых ансамблей, почти полностью уничтоженных в годы Великой Отечественной войны. Наиболее полно его талант раскрылся при воссоздании дворцовопаркового ансамбля Царского Села, Главным архитектором проекта восстановления которого А. А. Кедринский был до конца своей жизни на протяжении 45 лет.
Поистине звездным часом А. А. Кедринского стало возрождение Янтарной комнаты Екатерининского дворца, которая с 1979 года восстанавливалась по проекту и под научным руководством архитектора. Бесценными оказались воспоминания А. А. Кедринского о состоянии довоенной Янтарной комнаты, которую ему довелось не только видеть множество раз, но и изучать профессионально. Автор проекта воссоздания Янтарной комнаты сумел разгадать цветовую гамму уникального янтарного декора, имея в распоряжении лишь один цветной слайд, изображавший северовосточный угол Янтарной комнаты, чернобелые фотографии и несколько десятков осыпавшихся янтарных пластин. Найденный метод позволил разработать все цветовые эталоны, ставшие неотъемлемой частью проекта восстановления Янтарной комнаты, выполненного А. А. Кедринским. Главный архитектор проекта всегда уделял большое внимание работе мастеровкамнерезов по воссозданию картин из цветных камней в технике флорентийской мозаики. Живописные эталоны четырех флорентийских мозаик «Зрение», «Слух», «Вкус» «Осязание и обоняние» были выполнены самим художником Кедринским. Неоценимый вклад внес архитекторреставратор и в методику колорирования янтаря, когда опытным путем устанавливались оптимальные параметры сложнейшего процесса окраски солнечного камня. Результатом этой кропотливой работы стала многообразная цветовая палитра янтаря, насчитывающая несколько десятков оттенков — от лимонного до рубинового. В значительной мере благодаря неиссякаемой энергии и работоспособности А. А. Кедринского был завершен беспрецедентный проект, ставший подлинным достижением российской школы реставрации.
К счастью, уникальный опыт работ, связанных с возрождением Янтарной комнаты, А. А. Кедринский успел обобщить в главах книги «Янтарная комната. Три века истории», где впечатляет не только прекрасный литературный слог автора, но и научная достоверность в изложении обширного материала, начиная от момента создания Янтарного кабинета в Пруссии до его возрождения в России.
Не меньший интерес представляет и книга А. А. Кедринского «Основы реставрации памятников архитектуры», которую специалисты считают лучшей в своем роде, а Президиумом Российской Академии Художеств книга рекомендована в качестве учебного пособия. Впрочем, своими знаниями в области реставрации А. А. Кедринский всегда щедро делился со своими учениками, совмещая практическую работу архитекторареставратора с преподавательской деятельностью: начиная с 1956 года он читал лекции и вел практические занятия в Ленинградском инженерностроительном институте, а с 1968 года — в Академии живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, воспитав целую плеяду молодых архитекторовреставраторов, многие из которых достойно продолжают дело своего учителя и наставника.
Возрождению духовных традиций созвучна еще одна из последних работ А. А. Кедринского — проект восстановления Нижнего, или Пещерного храма Серафима Саровского, расположенного в цокольной части Феодоровского Государева собора. Являясь акцией доброй воли, этот проект отразил не только гражданскую позицию архитектора, но и генеалогические корни семьи Кедринских: по рассказам Александра Александровича, его дед служил в Гатчине и некоторое время был духовником последнего русского императора.
В 1994 году архитекторреставратор А. А. Кедринский стал первым Почетным гражданином Царского Села. Будучи прекрасным знатоком отечественной истории, Кедринский не мог обойти вниманием еще одно памятное место в Царском Селе, выполнив проект восстановления разрушенной часовни моряков на Казанском кладбище. Освященная в 1999 году, часовня во имя Святителя Николая стала действующей. Недалеко от этого места по проекту архитектора А. А. Кедринского восстанавливается мемориал, который будет сродни кладбищу русских воинов СентЖеневьев де Буа во Франции: братское кладбище героев Первой Мировой войны, практически все памятники которого утрачены. Этот проект стал одним из последних в жизни архитекторареставратора.
Нельзя не сказать о его естественности и простоте в общении, необычайном чувстве юмора, снимающего напряженность в любом споре, обаятельной привычке шутить с самым серьезным видом. Казалось, что к внешним знакам внимания и признательности его заслуг Кедринский относился более чем равнодушно, но бережно хранил все их многочисленные свидетельства. Болезнь настигла его во время работы над проектом реставрации Зубовского флигеля Екатерининского дворца и восстановлением иконостаса Феодоровского Государева собора. Незадолго до этого А. А. Кедринский раскрыл секрет своего творческого долголетия: «Великое терпение и чувство юмора». Сегодня эти слова звучат как напутствие тем, кто продолжит его дело.