03.11.2024
ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
30.10.2024
СКУЛЬПТУРЫ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ СИЛАМИ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ
23.10.2024
СОЮЗ РЕСТАВРАТОРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕСТАВРАЦИИ
15.10.2024
АНОНС! СУББОТНИК НА СМОЛЕНСКОМ ЛЮТЕРАНСКОМ КЛАДБИЩЕ
02.10.2024
С ДНЁМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Марк Иванович Коляда родился в Хабаровске в 1934 году. Он с гордостью рассказывает о своей большой и дружной семье, с особенным трепетом отзываясь об отце и деде. Именно они научили маленького мальчика трудиться, добиваться того, что было задумано. О своей маме у Марка Ивановича не сохранились воспоминаний – она умерла, когда ему было всего год и 2 месяца.
В школе он был главным художником стенгазет. Несмотря на то, что мальчик был самоучкой, – его творчество всем нравилось. И одноклассники, и учителя советовали подростку идти в архитектурный институт. И когда встал выбор, куда же поступать - решающим стал совет деда. «Я долго думал, куда мне поехать – в Москву или в Ленинград. И тогда мой дед, тоже озабоченный моим будущим, сказал: «Внучок, нам, дальневосточникам, все равно куда ехать, нам тысяча километров не расстояние. Но москвичи – это москвичи, а ленинградцы – они настоящие!». Аргументация деда оказалась решающей», - Марк Иванович улыбается, все оказалось именно так, как и предполагал его дедушка.
Марк Иванович закончил в Хабаровске среднюю школу № 15 (сейчас это средняя школа имени пяти Героев Советского Союза). Сам он ее называет «лучшей школой в городе»: «великолепная атмосфера воспитания, прекрасные преподаватели. Я так блестяще на вступительных экзаменах в ЛИСИ (сейчас СПбГАСУ) сдал английский язык, что ко мне подошли педагоги и долго расспрашивали, где и у кого я готовился», - не без гордости вспоминает реставратор.
Однако при поступлении в институт трудности неожиданно возникли на экзамене по рисунку. Марк Иванович признается, что общий уровень подготовки по этой дисциплине был очень высокий: «Я приехал в Ленинград, и понял, что я не умею рисовать. 18-летний юноша расстроился, что «срежется» именно по рисунку. Помогла смекалка. Абитуриент быстро разобрался, кто из поступающих лучше всего рисует: «И когда был экзамен, я сел за теми, кого считал самым сильным. Можно сказать, что я их «копировал». Я схитрил, а что делать?!!! Я уже думал, что придется срочно поступать на другой факультет. Но я получил за рисунок «четверку»! Уже потом, когда я разбирал свои рисунки, сделанные в школе, я внимательно на них посмотрел и сказал: «А знаешь, Марк, неплохо! У тебя хватка-то была!» (смеется).
Марк Иванович Коляда поступил в ЛИСИ (сейчас СПбГАСУ – прим. ред.) в 1952 году. Привыкание к Ленинграду происходило медленно. Уже сейчас спустя почти 60 лет архитектор-реставратор с улыбкой вспоминает свои первые ощущения от знакомства с городом: «Еще несколько дней назад я любовался просторами Амура, а тут провода над тобою висят, небо в полосочку. Куда я попал?» Знакомство с Невой, с архитектурой города, горожанами многое изменили в отношении юноши к Северной Венеции. Сквозь призму дружбы, юношеской влюбленности, прогулок, студенческих встреч – для него открывалась истинная красота Ленинграда.
Однажды завкафедрой истории архитектуры Николай Федорович Хомутецкий предложил Коляде съездить в экспедицию со студенческим отрядом и обследовать состояние памятников деревянного зодчества в Подпорожском районе. С факультета собралась команда из 6 человек. В этой поездке Марк Иванович встретил свою другую любовь - Ленинградскую область: «Я увидел, насколько она красива: деревни, избы, Свирь. Мы объездили эту местность вдоль и поперек. Я привез из поездки много фотографий. Их оценили по достоинству». Фотовыставка произвела впечатление на Совет по памятникам. Молодой специалист выступил с отчетом, в каком состоянии находятся памятники, не вдаваясь в оценку всей ситуации: «Когда я в Клубе кинолюбителей повторил свою фотовыставку, несколько приятелей спросило: «Марк, а когда будет кино?» (я еще тогда был директором студии «ЛИСИФИЛЬМ»). Я ответил: «Кина не будет. Иначе этот фильм будет антисоветский». Я понял, что все беды памятников не от времени, а от бесхозяйственного, небрежного отношения к культовым сооружениям». Совет одобрил работу Марка Ивановича и рекомендовал продолжить. Архитектор совет послушал и вот уже более шестидесяти лет продолжает заниматься любимым делом. Обследование Ленинградской области продолжилось силами отрядов добровольцев ленинградского облостного отделения ВООПИК. М.И. руководил подготовкой отрядов поисковых и поисково-ремонтных. На основе отчётов
отрядов Марк Иванович с коллегами составлял отчеты – в каком районе какие памятники деревянного зодчества сохранились, описывал их состояние, а позже готовил рекомендации для областной группы по охране памятников на постановку на учёт значимых построек выявленных во время обследования районов.
В 1965 году Марка Ивановича пригласили работать в СНРПМ. Через четыре года, когда он стал сотрудником СНРПМ, ему поручили возглавить работу по реставрации памятника деревянного зодчества - церкви Святого Георгия Победоносца в Юксовичах (Подпорожский район, конец ХV — начало ХVI вв). До сих пор этот храм — одна из самых любимых работ архитектора. Марк Иванович вспоминает, что перед ним стояла очень сложная задача. Церковь Святого Георгия - древнейшее деревянное сооружение на территории Ленинградской области. В 60-е годы прошлого столетия реставраторы стремились раскрыть памятники, чтобы показать современникам всю прелесть деревянной архитектуры. Марк Коляда посчитал, что нужно, в первую очередь, создать условия, при которых памятник мог еще долгие годы быть максимально защищенным от разрушения. В итоге была отреставрирована только главка храма, а само строение было законсервировано, то есть зашито – восстановлена обшивка фасадов и воссоздано крыльцо XVII столетия.
По мнению Марка Ивановича, настоящим профессионалом реставратора делает только опыт. Своими главными учителями он считает Леонида Егоровича Красноречева и Василия Митрофановича Савкова. Архитектор до сих пор помнит их советы и рекомендации. Говорит, что они «работают» и спустя почти полвека. Сейчас Марку Ивановичу важно передать свои знания и опыт молодым проектировщикам, которые работают с ним в институте «Ленпроектреставрация».
Каждый объект для Марка Коляды - это своеобразный арт-детектив. Есть «пострадавший» - здание. Есть «место преступления» - стены, фундамент, перекрытия. Остается выяснить, кто стал в этот раз «преступником», и как с ним бороться. И если по первому пункту, примерно, все ясно: в Петербурге, главные «убийцы» здания - это климат, почвы и… непрофессионалы, то в решении вопроса «что делать?» и заключается мастерство реставратора. В начале каждого проекта научные сотрудники института проводят много времени в библиотеках, архивах, досконально изучая историю здания, затем тщательно проводит исследование строения. Он рассказывает, что, даже вооружившись знаниями, главные тайны ждут архитектора впереди - при раскрытии. Реставратор делает открытия об особенностях архитектуры, о жизни бывших владельцев, об уровне мастерства строителей, и главное, о технологиях. «Технология - это тоже объект культурного наследия. Его тоже надо охранять. Я залезаю в главку 16 столетия. Там ребра - «журавцы», они все гладко обтесанные. Залезаю в главку 18 века, там они уже не обтесанные, а только выпилены по контуру. Вся трагедия современной реставрации – сделать так же как в старину, а современный мастер попросту не знает, не умеет сделать так, как делали 400 лет назад, не технологически, не физически», констатирует архитектор.
Реставрацию Казанского собора Марк Иванович считает главным подарком судьбы, делом всей его жизни. Еще в студенческую пору он купил книгу о Воронихине, в которой были включены чертежи Казанского собора. То издание скоро стало настольным и сохранилось до сих пор. Марк Иванович считает, что это был знак свыше. Чувство восхищения от архитектуры собора, которое он испытывал юношей, с годами не изменилось и осталось таким же сильным. Он не перестает удивляться, насколько уникальными были решения, идеи архитекторов и строителей этого монументального здания. Архитектор шутит, что знает каждую часть храма, до которогй позволил добраться его почтенный возраст. Марк Иванович может рассказывать о Казанском соборе часами. Под его руководством была осуществлена реставрация иконостаса, цоколя и подвалов, колоннады храма, выполняется реставрация фасадов. В 2016 году он приступил к проекту реставрации купола храма: «Александр Эрнестович Гессен в свое время благословил меня на работу здесь. Казанский собор – это уникальный памятник. И я молю судьбу, чтобы она мне разрешила закончить реставрацию этого объекта».