25.04.2024
В ПЕТЕРБУРГЕ ОБСУДИЛИ ВОПРОСЫ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА
19.04.2024
КОНКУРС "РЕСТАВРАТОР ГОДА- 2024"
11.04.2024
Конкурс профессионального мастерства «Реставратор года − 2024» пройдет в рамках выставки «ИнтерСтройЭкспо».
22.03.2024
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С ТЕРАКТОМ В CROCUS CITY HALL
09.02.2024
ВЫБОР ДЛЯ СТРАНЫ - ВЫБОР ДЛЯ НАС
01.12.2011
Сохранение исторического облика Петербурга – одна из главных проблем, осознаваемых и обсуждаемых городской общественностью. Казалось бы, в этой ситуации профессии, связанные с сохранением культурного наследия, должны быть в нашем городе популярны. Однако преподаватели Реставрационно-художественного профессионального лицея, посещая школы и встречаясь с девятиклассниками, отмечают обратное: многие подростки ничего не знают о профессии реставратора. По мнению директора лицея Владимира Коровина, недостаток информации о профессии – сегодня главная проблема реставрационного образования.
Конечно, проблема эта – не только реставрационная. В условиях демографической ямы и низкого престижа рабочих профессий большинству учреждений НПО приходится прямо-таки бороться за привлечение абитуриентов. Реставраторам в этом плане одновременно и сложнее, и проще. Их профессия в нашем городе всегда занимала особое место.
– Когда наши преподаватели приходят в школы и рассказывают девятиклассникам о реставрационных специальностях, у слушателей буквально загораются глаза, – говорит Владимир Коровин. – Профессия привлекает подростков, которые, как это ни странно, до нашего визита просто не знали, или, может быть, не задумывались, о ее существовании.
Между тем реставрация привлекает не только возможностью иметь дело с ускользающей красотой уникальных памятников. Эта профессия достаточно практична: выпускники лицея могут наряду с реставрацией заниматься также строительными или отделочными работами, выполнять эксклюзивные заказы по созданию предметов декора и оформлению интерьеров. Профессионал с такими широкими возможностями может остаться без работы, только если сам очень сильно этого захочет.
– В последние годы ситуация стала меняться к лучшему, в профессию стали приходить молодые ребята, – рассказывает Владимир Коровин. – И вот что интересно: в первую очередь это – дети реставраторов, работающих в отрасли.
Директор лицея считает такое положение дел вполне объяснимым. Восемь лет назад, в преддверии трехсотлетия Петербурга, наконец, после долгого перерыва, в городе стали проводиться масштабные реставрационные работы, и стабильное финансирование отрасли продолжается по сей день. Это, конечно, отразилось и на судьбах профессионалов – их мастерство после многолетнего перерыва вновь стало востребованным.
Кроме того, отношение к труду реставратора в последние годы становится подчеркнуто уважительным. С 2006 года Союз реставраторов Санкт-Петербурга ежегодно проводит общегородской праздник – День реставратора. Петербургские реставраторы организуют мероприятия по чествованию ветеранов отрасли, выставки, научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства. Владимир Коровин убежден, что все это чрезвычайно повышает мотивацию простых работников и степень их удовлетворенности собственной судьбой. Вот реставраторы и «голосуют ногами» за свою профессию – приводят в нее детей.
Развитие династий обнадеживает, говорит директор лицея. Жаль только, что о привлекательных сторонах профессии мало осведомлены те, кто к профессиональному сообществу пока не принадлежит.
Однако привлечь в профессию – полдела. Как любому профессиональному обучению, подготовке реставраторов жизненно необходимы гарантированные связи между образованием и производством. Эти связи поддерживаются за счет членства лицея в Союзе реставраторов Санкт-Петербурга. Именно благодаря включенности в профессиональное сообщество у лицея нет никаких проблем с организацией производственной практики на объектах культурного наследия, в крупнейших реставрационных компаниях Санкт-Петербурга. Руководители реставрационных компаний, конечно, заботятся о лицее не бескорыстно – грамотная молодежь им нужна.
Бизнес, заинтересованный в подготовке кадров, оказывает ребятам и прямую материальную поддержку – уже на протяжении трех лет двадцати лучшим учащимся реставрационных специальностей Союз реставраторов ежемесячно выплачивает стипендии, которые несравнимо больше «обычной» стипендии учащегося ГОУ НПО.
Такая практическая поддержка, безусловно, необходима, но и ее для полноценного развития профессиональной школы недостаточно. Все-таки работа реставратора предполагает большую моральную ответственность, воспитание которой в сегодняшних условиях – задача не из легких.
– Надо больше привлекать учащихся лицея к конкурсам профессионального мастерства, мастер-классам, которые проходят в городе, – отмечает руководитель Комиссии по контролю качества Союза реставраторов Санкт-Петербурга Игорь Марухин. – В этом году конкурс профмастерства, который мы ежегодно проводим на площадке лицея, выдался как никогда увлекательным. Новейшие материалы и технологии в руках лучших профессионалов города и настоящий азарт взрослых людей – это способно захватить внимание подрастающих мастеров. Ребята, ставшие зрителями конкурса, следили за происходящим с неподдельным интересом. В будущем нам надо так организовывать подобные мероприятия, чтобы подростки были на них не только зрителями, но и полноценными участниками.
Воспитание в ребятах любви к профессии и трепетного отношения к памятникам культуры – еще одна актуальная задача образования. К сожалению, она не решается в одночасье. Воспитание должно происходить исподволь, с помощью разного рода мероприятий. И здесь более всего важно объединение усилий реставрационной общественности. В противном случае связующая нить рискует порваться, а питерская реставрация — получить очередное потерянное поколение молодых профессионалов. Особых предпосылок к этому вроде бы нет, но и забывать о такой опасности не следует.
Нина Шангина, д.т.н., профессор, председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга:
– Официальным днем рождения петербургской реставрации считается 1 июля 1945 года. Именно в этот день были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские по делам архитектуры Ленгорисполкома. Послевоенные реставраторы сделали, казалось бы, невозможное – полностью восстановили разоренные и разрушенные архитектурные шедевры ленинградских пригородов, сохранили пострадавшие от бомбежек и разрухи памятники Ленинграда. В тех непростых условиях возникла особая культура отношения к профессии, которая поддерживалась и развивалась на протяжении десятилетий. Эта культура жила в ленинградском НПСО «Реставратор», объединявшем все реставрационные силы города. Приходивший в НПСО молодой человек не мог не соответствовать ей.
В 90-е годы мы утратили прежнюю сплоченность, и это не лучшим образом отразилось на отношении молодежи к профессии. Сегодня наша задача – продолжить традиции. Это возможно только при помощи объединения профессиональной общественности. И я рада, что ведущие представители реставрационного бизнеса вовлечены в этот процесс.
Алексей Лапин, президент реставрационной компании «ЛапинЭнтерпрайз»:
– Я хотел бы обратить внимание на одну из важных для нас задач: на необходимость формирования рационального городского заказа на молодых специалистов. Нужно знать, сколько выпускников определенного профиля будет нужно реставрационному бизнесу в ближайшие годы. Причем такой заказ необходимо делать хотя бы на три года вперед, чтобы он отражал потребность рынка труда не в тех специалистах, которые уже готовы к выпуску, а в тех, кто сейчас поступает на первый курс. К сожалению, на сегодняшний день сформировать такой заказ мы не можем – для этого нужно знать, какой бюджет будет выделяться на реставрацию хотя бы в ближайшие три-пять лет. У нашей отрасли нет таких долгосрочных программ развития. Союз реставраторов уже поднимал этот вопрос перед городским правительством, и мы надеемся, что проблема будет решена.
Владимир Коровин, директор СПбРХПЛ:
– Мы тщательно отслеживаем судьбы наших выпускников, и я уверенно могу сказать: работы им хватает. Ни в 2010-м, ни в 2011 году на бирже труда не был зарегистрирован ни один выпущенный нами специалист. Все выпускники, за исключением ушедших в армию или в декрет, по окончании лицея либо продолжают образование в вузах, либо трудоустраиваются. Конечно, невозможно быть уверенными, что каждый выпускник занимается именно реставрацией. Кто-то уходит в строительство, кто-то занимается производством предметов декора, кто-то совмещает реставрацию с созданием авторской продукции. Очевидно одно: ребята востребованы, работы хватает всем.
Александра Львова, газета "ПРОФЕССИЯ" № 139 (1421)
Источник: http://www.professia.info/