25.04.2024
В ПЕТЕРБУРГЕ ОБСУДИЛИ ВОПРОСЫ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА
19.04.2024
КОНКУРС "РЕСТАВРАТОР ГОДА- 2024"
11.04.2024
Конкурс профессионального мастерства «Реставратор года − 2024» пройдет в рамках выставки «ИнтерСтройЭкспо».
22.03.2024
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С ТЕРАКТОМ В CROCUS CITY HALL
09.02.2024
ВЫБОР ДЛЯ СТРАНЫ - ВЫБОР ДЛЯ НАС
20.04.2009
Аничков дворец, любимый многими поколениями ленинградских и петербургских детей, вскоре освободится от строительных лесов со стороны Невского проспекта. Заканчивается реставрация фасадов первого каменного дворца, построенного на центральной исторической магистрали города. По мнению специалистов, входящих в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, главной сложностью на этом этапе работ было исправление последствий технологий советского периода.
Плотная строительная «сетка» лесов скрывает от глаз пешеходов все секреты реставрации. Совсем скоро Невский проспект увидит ее итог – нарядный, обновленный, а главное – выполненный в историческом материале фасад Аничкова дворца. Тот самый, что является лицом легендарного Дворца пионеров.
Учитывая местоположение, а также знаковую роль этого памятника в жизни города, советская власть о нем не забывала. Однако, поддерживая сносный внешний вид, предшествующие мастера выполняли работы по методикам, которые, как показало время, оказались ущербными и в чем-то разрушительными.
В оригинале это фасад средней сложности, пояснили в Союзе реставраторов. Однако его состояние было удручающим. Цементные накрывки (заплатки) выполнены прямо по красочному слою. Сама же краска на основе ПВХ смешана с жидким стеклом, то есть образовала прочный гидроизоляционный слой. Многие годы под ним происходила деструкция исторического материала вплоть до кирпичной кладки.
- Работу по реставрации фасада можно сравнить с работой стоматолога. Если не вычистить кариес, болезнь может поразить и корень зуба, и даже кость. Это произойдет гораздо быстрее, если такой зуб покрыть герметичной оболочкой, - говорит председатель Комиссии по контролю качества и охране труда на объектах Союза реставраторов в рамках программы «Фасады Санкт-Петербурга» Игорь Марухин. – Жидкое стекло – материал очень полезный в строительной сфере, однако в реставрации исторических фасадов, когда чрезвычайно важна паропроницаемость, оно годится далеко не всегда.
- Наши предшественники с его помощью попытались укрепить разрушающуюся лепку и штукатурку. "Жидким стеклом" обработана вся поверхность стены под краской, - рассказывает ведущий специалист "Лапин Энтерпрайз» Михаил Плавянык. – В итоге более 60% штукатурки под плотной цементно-силикатной «коркой» оказалась разрушенной. Элементы декора, будто остекленные снаружи, внутри буквально рассыпались.
Фасад полностью очистили от чужеродных наслоений и покрыли известковым составом – так, как это делали в XIX веке. Лепнину отреставрировали: что-то докомпоновали на месте, что-то отлили из гипса в мастерских. Кроме того, практически полностью заменили оконные заполнения, за исключением восьми исторических дубовых рам. Их отреставрировали на месте.
Компании, входящие в профессиональное сообщество, активно участвуют в городской программе реставрации фасадов. Их мастерству доверяют в Комитете по охране культурного наследия, реализующем эту программу. Только в течение 2008 года силами фирм, объединенных Союзом, отреставрированы фасады более 90 зданий В подавляющем большинстве – это памятники архитектуры.
В "Лапин Энтерпрайз», в частности, уверены: чтобы фасад "дышал", не стоит применять даже шпатлевку, поскольку ее паропроницаемость всегда ниже, чем у штукатурки. Благодаря мастерству реставраторов, штукатурка выводится такого качества, что окрашенная поверхность выглядит отлично и без дополнительной шпатлевки.
Совсем скоро на Невском, 39, закончатся реставрационные работы и будут сняты леса. Однако далеко не все результаты реставрации откроются взглядам прохожих. Они станут очевидны спустя годы, когда в отличие от просто "ремонтных" фасадов, этот сохранит блеск и красоту исторической формы.
Аничков дворец, входящий в комплекс Городского Дворца творчества юных, главным фасадом развернут к Фонтанке. Со стороны реки он закрыт другим, более поздним памятником архитектуры – протяженным, монументальным Кабинетом Его Императорского Величества работы Джакомо Кваренги.
Изначально перед главным крыльцом дворца красовался прямоугольный бассейн, связанный с Фонтанкой каналом. По сторонам канала располагались две симметричные галереи-колоннады. Это была роскошная усадьба, по своему внешнему и внутреннему убранству едва ли уступавшая главной царской резиденции. Недаром с середины XIX века Аничков дворец являлся вторым императорским дворцом после Зимнего.
В создании современного облика дворца участвовали прежде всего Михаил Земцов и Григорий Дмитриев (середина XVIII века), а также Иван Старов (конец 70-х годов того же столетия). Над интерьерами в разное время работали Земцов, Растрелли, Росси, Месмахер. В 1935 году Аничков дворец стал Дворцом пионеров, претерпев ради этого значительные внутренние изменения. В таком виде, практически не пострадав, он пережил войну и Блокаду Ленинграда.