Публикации за 2009 год

02.03.2009

Новые технологии на службе истории

Порой в реставрационных мастерских происходят чудеса. То, как из невзрачной, на первый взгляд, рухляди получаются великолепные произведения искусств и элементы декора, - всегда волшебство. Но особенно удивительно, если в этот процесс вмешиваются новейшие технологии. Например, лазерные. Их с недавних пор активно используют в ООО «Ресстрой» при очистке и реставрации скульптуры. Причем, по твердому убеждению специалистов компании, этот метод способен решить масштабную проблему сохранения мраморных памятников, стремительно разрушающихся под воздействием агрессивной среды мегаполиса.

А проблема действительно назрела: за два-три последних десятилетия глубина деструкции, объемы утрат, темпы эрозии материалов сопоставимы с теми, что накопились за предшествующие 200 – 300 лет. Именно поэтому музеи сегодня озабочены тем, чтобы каждую скульптуру, имеющую историческую ценность, очистить от разрушающих загрязнений, покрыть защитным слоем, а также изготовить ей равнозначную копию.

Известно, что реставрационная наука и практика достаточно консервативны, к новациям в технологической сфере относятся весьма осторожно. Однако понятно и то, что в меняющихся условиях жизни прежние методы порой теряют эффективность, и их все-таки приходится заменять новыми разработками.

«Зефир, качающийся на ветке», Царское Село (до реставрации) Несомненную пользу лазера «Ресстрой» продемонстрировал на парковой скульптуре «Зефир, качающийся на ветке» из собрания ГМЗ «Царское село». Это произведение из белого каррарского мрамора выполнено в 1960 году известным скульптором Виктором Петровичем Броздским. Состояние «Зефира» к моменту очистки было довольно плачевным. Пятна черного цвета по всей его поверхности свидетельствовали о существенном бактериологическом заражении. Кроме того, на мраморе «запеклись» гипсовые корки и следы мастиковок, оставшиеся после прежних реставраций 1980-1990-х годов.

- Лазер сам по себе – это направленный луч высокой энергии. Все, что на поверхности мрамора появилось извне, под его воздействием нагревается и испаряется. Луч отражается от материала, совершенно его не повреждая, - говорит директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец. – При этом на поверхности мрамора остается патина, поскольку она не чужеродна, а является результатом кристаллических изменений самого материала.

Надо сказать, что стандартная процедура «расчистка мрамора скальпелем с особой осторожностью» такого эффекта не дает. Как и использование традиционных абразивных материалов и химических реагентов. Сложно объяснить, почему в России лазерный метод расчистки мрамора достаточно редок, ведь в мировой практике его используют около 35 лет. Родился он в Америке, а наибольшее распространение получил в Италии. Возможно, дело в дороговизне оборудования, но компаний, решивших его приобрести, буквально единицы.

«Зефир, качающийся на ветке», Царское Село (после реставрации) Еще большие возможности лазера раскрываются при изготовлении копий скульптурных произведений. Для начала стоит описать традиционный метод, считающийся более дешевым. Подлинник покрывают смоляным составом, который при застывании напоминает резину. Потом по частям снимают формы, отливают заготовки и собирают из них фигуру, склеивая ее так же по частям. Материал для таких копий – это либо гипс, либо специальная полиэфирная смола с добавлением крошки мрамора и других компонентов.

- Таким образом, получается своего рода бижутерия, хоть и дорогая, - резюмирует Геннадий Кравец. - А есть подлинные камни. Ведь копию можно сделать из натурального мрамора, причем практически за ту же цену.

Прием также не нов, однако в российской реставрационной отрасли непривычен. Сначала с оригинала при помощи лазера снимается трехмерная копия в формате 3D. Программа совместима со станком, воспринимающим заданные параметры и автоматически вырезающим копию фигуры из глыбы мрамора или другого природного материала. Это, конечно, черновой вариант, который скульптор доводит до ума вручную. Устраняет шероховатости, прорабатывает ноздри, губы, прочие детали рельефа, недоступные сканеру.

- Полученные таким образом компьютерные модели могут быть использованы для документирования и архивирования данных о наиболее ценных памятниках, - справедливо замечает Геннадий Кравец. - Совершенно очевидно, что подобная информация может оказаться незаменимой в случае утраты или повреждения объекта, например, в результате стихийных, техногенных бедствий или вандализма. С ее помощью можно создавать все более популярные в мире «виртуальные музеи», изготавливать сувениры. Иными словами, речь идет о составлении электронных паспортов.

Надо сказать, что паспорт одной из уникальных скульптур из собрания ГМЗ "Царское Село" ООО "Ресстрой" передало музею-заповеднику в подарок. Также бесплатно, в качестве подарка к предстоящему юбилею, мастера произвели очистку "Зефира".

- Очень важно, что руки реставратора не прикасаются к подлиннику, ни в процессе его очистки, ни в процессе создания копии, - отмечает Геннадий Кравец. – Кроме того, со временем смола желтеет, и гарантия на копию из этого материала составляет 15-20 лет. Мрамор же проживет века.

Удачный опыт компании «Ресстрой», а также других реставрационных фирм Союза реставраторов Санкт-Петербурга, использующих лазерные технологии при работе со скульптурой, доказывают, что с помощью новейших разработок опытные профессионалы способны творить чудеса.

другие статьи за 2009 год »