Публикации за 2009 год

04.05.2009

Подарок для театралов

Завершена реставрация уникального архитектурного объекта – галереи-оранжереи бывшего Тенишевского реального училища, комплекс которого находится в оперативном управлении Государственной академии театрального искусства. В реконструкции федерального архитектурного памятника на Моховой, 33 – 35, задействована компания Союза реставраторов Санкт-Петербурга ООО «ПАССИМ».

В вузе и театре на Моховой к ремонту привыкли. Работы здесь идут уже лет десять. Их объем очень велик, ведь до сих пор этот исторический комплекс начала XX века не реставрировали. Сначала, к 2001-му, привели в порядок главное театральное здание – то самое, в котором проходят популярные у театралов «Встречи на Моховой».

Интерьер и кресла зрительного зала – лишь часть работы, проделанной мастерами ООО «ПАССИМ» в Театре на Моховой. Парадные лестницы из путиловского камня с кованным ограждением, входной вестибюль, тамбуры, наружные и внутренние двери, окна и кованный козырек главного входа потребовали большого мастерства и строгого научного подхода. Новодел здесь недопустим. Да и компания «ПАССИМ», признанная профессиональным сообществом одной из лучших петербургских фирм, победившая в городском конкурсе качества 2008 года, подобные методы не практикует.

- На Моховой соединились интересы Театральной академии, как управляющей организации, города в лице КГИОП, Северо-Западной дирекции Росстроя, финансирующей работы, и, конечно же, компаний, занятых на этом объекте, - говорит директор компании «ПАССИМ», являющейся генподрядчиком всего проекта, Галина Сергеева.

Одним из самых интересных этапов реставрации на Моховой, 33-35, стала работа с корпусом «Б» - так называемой оранжереей-галереей, служащей переходом между театром и учебным зданием. Никому не могло придти в голову, что за неряшливым дворовым сараем, забетонированным и зашитым по фасаду ржавым железом, скрывается металлическая ажурно-клепаная конструкция. Первым внимание на постройку обратил проректор по строительству Академии Вадим Александрин. Он же нашел в архивах старую фотографию начала XX века, где просматривалась удивительная картина: на стальных конструкциях открытой галереи стоит остекленная оранжерея.

Как гласит историческая справка, подготовленная уже архитекторами генподрядчика, вся целиком галерея «представляла собой трехпролетную рамно-арочную решетчатую систему, напоминающую рисунком фасада арочный мост длиной 27 м с пролетами по 8 м при том же размере высоты опор до низа оранжереи. Пропорции галереи изящны и близки пропорциям акведуков Римской поры, арки описаны по полуокружности».

Увы, в своем первоначальном великолепии галерея-оранжерея простояла недолго. Из-за разницы температур в верхней и нижней частях стальные опоры «повело», и к 1920-м годам конструкцию начали бетонировать. Подобная «реконструкция» продолжалась в течение нескольких десятков лет, так что к 1950-м годам неповторимый исторический облик сооружения был окончательно утрачен.

Реставрацией старинного каркаса занялись специалисты генподрядчика. Металл очистили от коррозии, укрепили фундаменты опор, воссоздали утраченные элементы конструкции и, наконец, законсервировали все сооружение. Для этого его обработали корабельным суриком и окрасили огнеупорным составом.

В целом проект реконструкции галереи можно назвать уникальным. Чтобы исключить деформацию металла, поставили горизонтальные балки и вертикальные скрытые колонны. А для защиты от внешних воздействий восстановленную в первоначальном виде конструкцию обшили алюминиевыми стеклопакетами среднего размера 50 на 50 см. Для расчета их конфигурации использовали пространственную 3D-модель, отдельные элементы остекления изготавливали на высокотехнологичном производстве. В итоге во всей галерее, разделенной на три уровня, сохраняется стабильная, комфортная температура.

Историческую конструкцию можно разглядеть во всех подробностях изнутри, да и снаружи она хорошо просматривается. Конечно, оранжереи здесь больше не будет. Вместо нее в верхней части галереи разместятся учебные мастерские для художников, а в нижней – склады для театральных декораций. Сохранится и переход из театра в учебный корпус. Таким образом теперь историческая галерея соответствует требованиям современного образовательного, культурного учреждения. Для реализации этого замысла потребовалось объединение современных технологий с традициями петербургской школы реставрации.

Реконструкция комплекса ГАТИ продолжается. В учебном корпусе «ПАССИМ» реставрирует фасады, окна, лестницы, двери, вестибюли и прочие подохранные помещения. Многое здесь утрачено безвозвратно, но то, что известно по документам, воссоздается с пунктуальной точностью. Казалось бы, какая разница: использовать дубовые или сосновые заполнения дверных проемов? Но изначально был дуб, и значит, «сосновый новодел» надо исправить: воссоздать исторический облик в историческом материале.

- Главное для нас – вернуть памятнику, который нам доверили, его исторический облик, - убеждена Галина Сергеева.

другие статьи за 2009 год »