Публикации за 2009 год

15.05.2009

На связи времен

Реставрация иконописи – это больше, чем профессия. Для настоящих мастеров она становится смыслом жизни. В иконописи они разбираются не хуже самих иконописцев, и талантом награждены соответствующим. Именно таким художникам-реставраторам можно доверить главные духовные ценности народа - его религиозные символы.

Реставрацию двенадцати икон из собрания Государственного музея Санкт-Петербурга, а также религиозно-исторической живописи аттиковой галереи Исаакиевского собора в минувшем сезоне завершили специалисты, входящие в Союз реставраторов Санкт-Петербурга.

Возвращение цвета

Выбирая иконы для реставрации, хранители фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга исходили из их важности для дальнейших экспозиций. Одиннадцать икон выполнены по классической технологии, на досках, а одна икона – на стекле. Если ее посмотреть на просвет, она оказывается двухсторонней. Очень красивая, редкая вещь.

Методика реставрации икон на досках известна: сначала укрепляется левкас (грунт), а затем сам красочный слой. Часто поверхность иконы покрыта сеткой трещин – кракеляжем, а участками вспучивается. В этом случае ее нужно обработать специальными составами, потом снять наплывы и сгустки старого, потемневшего лака. Технология отточена веками, однако на деле этот процесс очень не прост.

- Поверх авторской живописи нередко обнаруживаются более поздние записи. Чтобы «раскрыть» оригинальное изображение, надо изрядно потрудиться. Ведь предшествующие нам реставраторы могли не попасть в тона, изменить сам рисунок, - говорит генеральный директор ООО «Юнона» Игорь Соколов. - Мастера с величайшей осторожностью снимают все лишнее, сохраняя остатки оригинального слоя. Затем его восстанавливают по миллиметру.

Краски для иконописания были натуральными. В исторических источниках сказано, что в их состав входили яйца, рыбий клей, масло или нефть. В наше время, конечно же, такие рецепты устарели, однако, чтобы не нарушить химический баланс иконы, нужно очень тщательно подходить к выбору материала. Особое художественно чутье требуется при составлении колера. Его подбирают «с упреждением», то есть учитывая, что в течение года цвет потемнеет.

- Наибольшие трудности мы испытали при реставрации створок алтарных врат со старинными петлями, - продолжает Соколов. - Их высота составляет метр, восемьдесят сантиметров, а ширина каждой больше полуметра. Покрытые потемневшей от времени олифой, они были в плачевном состоянии. Олифу пришлось удалять скальпелем, и эту работу можно сравнить с работой хирурга.

Под олифой реставраторы обнаружили слои записей, сделанных в разное время XIX века. Полностью переписанным оказался фон – облака с просветами неба, изрядно «подправлены» фигуры персонажей и их одежда. Встал вопрос: что же брать за основу? Собрали комиссию, в которую вошли специалисты Музея истории Санкт-Петербурга, после чего решили восстанавливать самый первый вариант.

Сегодня, когда работа закончена и алтарные врата можно увидеть в их первоначальном цветном виде, реставраторы признаются, что подобные маленькие открытия делают их работу особенно интересной и значимой. Ведь таким образом устанавливается реальная, зримая связь времен.

Спасение Монферрана

Уникальное собрание русской монументальной религиозно-исторической живописи находится под сводами Исаакиевского собора, в судьбе которого принимают участие и специалисты Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Одним из этапов комплексной научной реставрации храма, начатой в 2002 году, стала реставрация иконописи аттиковой галереи, расположенной на значительной высоте.

Храмовые росписи созданы в 1840-1850 годах крупнейшими представителями русской академической школы того времени, а общий проект подготовил Огюст Монферран. Каждый сюжет здесь претендует на статус шедевра.

Несмотря на кажущуюся простоту работы (иконы реставрировались 50 лет назад), она таит в себе множество подводных камней. В Исаакиевском соборе была применена нестандартная техника масляной живописи по сухой штукатурке. Сначала штукатурку пропитывали горячим маслянистым грунтом по французской системе: одна часть воска, три части вареного масла и немного свинцовой окиси. Затем поверхность затирали пемзой и покрывали белилами на масле. Неудивительно, что спустя полтора века, в условиях сырого климата, расписанная штукатурка во многих местах отстала от кирпичной кладки. Самые большие сложности у реставраторов возникали там, где своды имеют сферическую форму.

- Если заливать скрепляющий раствор в отверстие, просверленное в таком «пузыре», он стекает по стене вниз. Поэтому совместно с НИИ «Спецреставрация» была разработана эксклюзивная методика, - рассказывает генеральный директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец. – Кроме того, в свое время строители проложили под штукатуркой войлочную подложку, которая должна была впитывать влагу. Это еще добавило нам проблем. Чтобы сцепить все слои, мы пропитывали войлок известковым раствором. В результате размягчалась штукатурка и страдала живопись. Тогда было найдено нестандартное решение: сначала закрепляли штукатурный слой, а через 10 дней пропитывали войлок. И только потом воссоздавали утраты живописи.

Конечно же, для всех этих работ нужен талант и высокая квалификация. Каждый слой иконы по-своему реагирует на окружающую среду. Реставраторы и декоративно-монументальной, и станковой живописи хорошо знают химию, а также множество материалов и технологий. Они обладают безграничным терпением. Иногда приходится не один день просидеть в библиотеке, выискивая древний рецепт того или иного раствора. Еще больше времени уходит на его создание в современных условиях.

Редкой, интереснейшей профессии художника-реставратора в нашем городе обучают в Академии художеств (академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), а также в Художественном училище имени Н.К.Рериха, входящем в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Ну а первые шаги на этом пути помогают сделать в трех реставрационных лицеях, также относящихся к профессиональному сообществу. Студенты лицеев проходят практику на базе Союза реставраторов, и многие из них, получив диплом, остаются в тех же компаниях. Потому что, только сочетая теоретическое образование и постоянную практику в музеях и на архитектурных объектах мирового значения, в деле реставрации художественных произведений можно добиться настоящих высот.

Фрагменты икон Святой Гавриил и Святой Михаил. Створки алтарных врат. Фрагменты икон Святой Гавриил и Святой Михаил. Створки алтарных врат. Фрагменты икон Святой Гавриил и Святой Михаил. Створки алтарных врат.
Икона Воскресение Христово Иконопись аттиковой галереи до реставрации Иконопись аттиковой галереи до реставрации
Иконопись аттиковой галереи после реставрации Иконопись аттиковой галереи после реставрации

другие статьи за 2009 год »