Публикации за 2009 год

22.06.2009

Профессия – реставратор.
Проект жизненного успеха

Реставраторы – люди творческие, упорные, нацеленные на конкретный результат. И очень практичные, потому что им постоянно приходится искать компромисс между кропотливой, ответственной работой и жесткими сроками выполнения заказа. Эти личностные качества делают реставраторов непотопляемыми в море экономических неурядиц нашего времени. А беспрецедентные знания и опыт, сочетающиеся в этой профессии, являются прочной основой их жизненного успеха.

Доказательством служат успешные карьеры специалистов и руководителей компаний, входящих в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Многие из них начинали свой путь «от печки», то есть со среднего профессионального образования.

От печки

Реставратор не состоится, если он не пройдет практическую школу с ее первой ступени. А как высоко он затем поднимется, зависит уже только от него. Самое главное условие – не прекращать практику. В Петербурге реставрационная практика имеет особое значение, потому что в ее основе лежит уникальная база. Именно в нашем городе сто лет назад был создан «охранный комитет», где с тех пор аккумулируется теоретическая, историческая информация об устройстве памятников архитектуры и способах их восстановления.

А в 1944 году появилось первое в городе реставрационное училище, которое сегодня называется Художественно-профессиональным лицеем.

В послевоенном разрушенном Ленинграде была огромная потребность в профессионалах, сочетающих умения и навыки строительных специальностей, художественные способности и сугубо специфические знания по реставрации. Конкурс в первое реставрационное училище был очень велик, талантливых учеников собирали со всей страны, и по большей части именно его выпускники восстанавливали Ленинград и его пригороды. Многие продолжили образование и впоследствии разработали немало методик, характеризующих Ленинградскую - Петербургскую реставрационную школу. Многие создали реставрационные династии, и их потомки, наши современники, руководят известными реставрационными фирмами.

Сегодня в Петербурге уже четыре государственных средних учебных заведения, где готовят профессиональных реставраторов. Все эти учебные заведения входят в Союз реставраторов и по сути являются кадровой кузницей отрасли. Неизменным остался принцип высоких профессиональных критериев: результаты труда реставраторов оценивают по самым строгим художественным, историческим, технологическим меркам. Во главе этого процесса, как и прежде, стоит «охранный комитет» - КГИОП.

В связке с бизнесом

Продукт, создаваемый подавляющим большинством реставрационных фирм, можно разделить на три составляющие. Собственно реставрация памятников архитектуры и художественных произведений – лишь часть их труда. В разное время государство располагает разными возможностями для сохранения и восстановления культурного наследия. Поэтому вполне естественно, что в общем пакете контрактов у реставраторов есть и строительные, а также на выполнение эксклюзивных работ по оформлению интерьеров, созданию стилизованного декора, как внешнего, так и внутреннего.

К примеру, выпускники профильных ГОУ, входящих в Союз реставраторов, имеющие диплом реставратора художественных покрасок, получают сразу три востребованные специальности: маляр второго и третьего разряда, собственно реставратор, а также художник-оформитель. Не менее богатые возможности, скажем, у лепщиков или реставраторов мебели.

Студенты реставрационных лицеев практикуются во многих компаниях, входящих в Союз реставраторов. Им доверяют работать на знаковых объектах города и Северо-западного региона, таких как здания Сената и Синода, Константиновский дворец, Павловский дворец, Смольный собор, другие известнейшие храмовые комплексы и культовые сооружения. В профессиональном лицее «Купчино» хранятся благодарственные письма ученикам и их педагогам от Патриарха Всея Руси Алексия II и Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

По словам директора Художественно-реставрационного лицея Владимира Гаврилова, наибольший спрос был и остается на лепщиков и реставраторов художественной росписи. Учитывая городскую архитектурную среду, таких специалистов всегда должно быть много. Кроме того, не хватает квалифицированных реставраторов - резчиков по камню, и в этом году, реагируя на потребности рынка, здесь объявили набор эту редкую специальность. Предыдущий набор был четыре года назад, и больше в нашем городе такую профессию не дают нигде. По существу это первые шаги в освоении искусства скульптора.

Вообще-то система подготовки реставрационных кадров в Петербурге может служить примером сотрудничества бизнеса и образования. В этой отрасли существует непосредственная связь между рынком труда и рынком образования, и во многом ее поддерживает Союз реставраторов. Здесь реализуется программа по взаимодействию со средними специальными профессиональными образовательными учреждениями. Союз обеспечивает необходимой поддержкой профильные учебные заведения, а те, в свою очередь, модернизируют образовательные программы с учетом современных требований.

Вверх по лестнице

Примерно треть выпускников, получив «корочки», не останавливаются на достигнутом и продолжают профильное образование на следующем уровне. Большинство при этом совмещают работу и учебу. Профессиональные реставрационные лицеи Петербурга сотрудничают со многими университетами нашего города. Интересная система внедрена в Санкт-Петербургском реставрационном профессиональном лицее. В течение последнего года обучения лицеисты проходят программу первого курса кафедры «Искусство реставрации» Государственного университета. Пятерых лучших, по итогам сессии, зачисляют на второй курс, остальные могут на льготных условиях поступать на первый.

Особняком в общем ряду стоит Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха, созданное в 1839 году как «Рисовальная школа». Здесь на специальность «Реставрация, консервация и хранение станковой живописи» ежегодно набирают всего 10 талантливых учеников. При должном старании этим ребятам открыта дорога в такие вузы, как Художественно-промышленная академия и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Существует заблуждение, что заниматься реставрацией памятников может любой строитель. Однако этот вид деятельность лицензируется, и профессию можно получить только в специализированном учебном заведении. Реставратор, даже начинающий, обязан знать историю города, разбираться в архитектурных стилях, в живописи, скульптуре, владеть специальными технологиями. Иначе к работе с памятниками попросту не подпустят. Учитывая это, «со стороны» трудно даже представить тот пласт знаний и умений, которые осваивают высококвалифицированные мастера реставрационного дела.

В Союзе реставраторов Санкт-Петербурга, где собрались многие ведущие специалисты отрасли, это хорошо понимают. Поэтому в октябре 2008 года здесь приняли решение выплачивать лучшим студентам лицеев профессиональные стипендии размером 2000 рублей. Преемственность и коллективная поддержка в этом деле принципиально важна. Неслучайно, по словам директоров лицеев, до трети их учеников – это дети или родственники реставраторов. А разве захотят дети повторять жизненный путь своих родителей, если он неудачен?

другие статьи за 2009 год »