Публикации за 2009 год

10.02.2009

Судьбы царской мебели

Когда дело касается интерьеров, то все нюансы имеют значение. И предметы декора, и живопись, и скульптура, и, конечно же, мебель. Не всегда удается вернуть помещениям их первоначальное великолепие, так как вещи имеют свойство изнашиваться, да и просто исчезать в неизвестном направлении. Особенно часто это происходило в советскую эпоху, когда при передаче дворцов из музейных ведомств в иные из помещений изымали ценности. Свою черную лепту внесла и война.

Если же до наших дней дожили хотя бы единичные экземпляры авторских гарнитуров, то это считается большой удачей. Так, к примеру, повезло Большому Царскосельскому (позднее - Екатерининскому) дворцу. В конце XVIII века по воле императрицы Екатерины II в здесь (и больше нигде в России) работал знаменитый зодчий из Шотландии Чарльз Камерон. В частности, как свидетельствуют исторические источники, в 1784 году мастеру, изготовившему по эскизам Камерона мебель для Китайского зала - "четыре большие креслы и сорок семь стульев богато убранных" - было выплачено 5274 рубля 20 копеек". Огромные по тем временам деньги.

Стул из гарнитура Ч.Камерона Впрочем, награда того стоила: мебель действительно великолепна. По подлокотникам кресел к ножкам сползают золоченые ящерицы, корзину верхней части спинки оплетают змеи, обивка китайским шелком создает для этой живности соответствующий антураж.

- Увы, но из всего этого громадного когда-то комплекта осталось лишь три предмета у нас и одно кресло - в собрании Эрмитажа. Это понятно: не имея других возможностей, в эвакуацию вывозили по одному-двум предметам из каждого гарнитура, чтобы потом, по эталонам, можно было восстановить утраченное, - комментирует заместитель директора по научной работе ГМЗ "Царское Село" Ираида Ботт.

Реставрацию уникальных камероновских стула и кресла из «китайской» коллекции доверили компании, входящей в Союз реставраторов, ООО «ГЕЛИКОН». Более того, фирма выполнила эту работу бесплатно, в качестве подарка музею. Подарок получился особенно ценным, потому что в ходе работ реставраторы сделали своего рода открытие. Работники музея привыкли к тому, что «восточная» мебель Камерона очень нарядная не только по форме, но и по цветовому оформлению. В ней сочетаются позолота с ультрамариновой и терракотовой окраской. Что, по словам специалистов, совсем не свойственно шотландском зодчему. Каково же было их изумление, когда под ярким красочным покрытием обнаружилась подлинная позолота. То есть изначально предметы были полностью вызолочены, и это как раз соответствует стилю Камерона. Возможно, красочную «веселость» предметам придали во времена архитектора Монигетти, который переделал многие интерьеры Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца в середине XIX века.

Специалисты музея-заповедника остались довольны работой реставраторов и в случае необходимости готовы доверить им изготовление копий мебели Камерона по имеющимся образцам. Сегодня предметы «восточного» гарнитура находятся в хранилище: перед публикой они предстанут к юбилею Царского Села в интерьерах Китайской гостиной, на стенах которой к тому времени вместо белого штофа появится роскошный расписной шелк. Тогда это помещение наконец приобретет свое неповторимое историческое лицо, которое ему было дано при Елизавете.

Стул из гарнитура Ч.Камерона Не меньше, чем Екатерининскому дворцу, повезло Юсуповскому. Здесь, в частности, сохранился спальный гарнитур из восьми предметов, отделанных «под французский лак», и шесть стульев с позолотой. В роскошном театральном зале дворца в целости и относительной сохранности стоят зрительские стулья и диваны. Работа по реставрации всего этого богатства, созданного в конце XIX века, доверена компании Союза реставраторов Санкт-Петербурга ООО «Карэ».

Вообще, мебельная реставрация – дело очень щепетильное, требующее обращения к самым разным историческим материалам и техникам декорирования. По словам мастеров, сложнее всего было, пожалуй, добиться идеальной, почти зеркальной молочно-белой поверхности «под французский лак». Она достигается многослойным красочным покрытием с постоянной расшлифовкой и располировкой, исключительно вручную. После нанесения очередного слоя поверхность оценивают визуально. В итоге она должна быть идеально гладкой, но не блестящей, а «теплой» и шелковистой.

- В руках специалистов «Карэ» оказались также шкафы черного дерева с бронзовым декором. Они отделаны панно с разнообразными орнаментами в технике флорентийской мозаики, - рассказывает главный хранитель Юсуповского дворца Ольга Уточкина. - В некоторых использованы камни: мрамор, оникс, змеевик – те самые минералы, из которых делали пластику Фаберже. При том, что, к примеру, набор филенки в технике флорентийской мозаики – работа действительно ювелирная, все эти предметы дворцовой мебели отреставрированы с величайшим мастерством.

- Всего в Союзе реставраторов Санкт-Петербурга 12 компаний, выполняющих интерьерные работы. Резчики, паркетчики, позолотчики, художники, мастера по мозаике и витражам, по мебели и предметам декоративно-прикладного искусства в совокупности обладают гигантским объемом знаний и уникальным опытом, - говорит председатель Совета Союза реставраторов Нина Шангина. - Большая часть из них имеет высшее профессиональное образование и настоящий талант, позволяющий им соответствовать высочайшему уровню мастеров прошлого. Они владеют не только традиционными методами реставрации, но и современными технологиями, используют в своей работе новейшее оборудование и материалы. Работая в тесном сотрудничестве со специалистам Комитета по охране памятников (КГИОП), где сосредоточены исторические сведения и научные разработки, реставраторы интерьеров возвращают зданиям их богатое историческое содержание.

другие статьи за 2009 год »