Публикации за 2009 год

17.02.2009

Загадки Царского Села

Специалисты, входящие в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, знают многие секреты интерьеров Царского села. В преддверии юбилея этой императорской резиденции в ее реставрации заняты несколько компаний профессионального сообщества.

Белая столовая Екатерининского дворца Переоценить значение интерьерной реставрации невозможно. Ведь интерьер в деталях, в мельчайших нюансах отделки и предметов обихода раскрывает и общий замысел архитектора, и характер эпохи, и натуру владельца помещений. Исторической правды здесь столько, что одного только дворцового зала бывает достаточно для нескольких диссертаций. По крайней мере, если это залы великолепных дворцов Петербурга и его пригородов.

Специалисты, входящие в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, знают, в частности, многие секреты интерьеров Царского села. В преддверии юбилея этой императорской резиденции в ее реставрации заняты несколько компаний профессионального сообщества.

Контроль за работой на объектах Царского Села представляет собой жесткую конструкцию. Ее звенья - это авторский, технический надзоры, а "базовым элементом" является Реставрационный совет музея и Комитет по охране памятников (КГИОП), аккумулирующие архивные сведения и научные знания. Так, именно по их указанию в одном из кабинетов павильона «Концертный зал», поблизости от Екатерининского дворца, реставраторы произвели ленточную расчистку и обнаружили хорошей сохранности живопись XVIII века. Когда-то, в ходе очередной реставрации, на этой живописи были сделаны насечки и вбиты кованые гвозди, по которым выполнены новая штукатурка и живопись. Специалисты проанализировали и состояние оригинальной росписи, и имеющиеся исторические сведения, после чего вынесли решение: восстанавливать интерьер в его первоначальном виде.

Стены «Вечернего зал» Царского Села - В целом за три года реставрации работа в этом зале проделана капитальная, - рассказывает директор ООО «Рессторой», основным заказчиком которого является ГМЗ "Царское Село", Геннадий Кравец. - В свое время из-за многочисленных протечек концы деревянных балок сгнили, поэтому штукатурный потолок с подлинной живописью прогнулся более, чем на полметра и был подперт бревнами. Пришлось на чердаке создать специальную стальную конструкцию, к которой были подвешены старые перекрытия. При этом, чтобы не повредить живопись, со специального рабочего помоста домкратами миллиметр за миллиметром «выдавливали» потолок, пока он не занял первоначальное положение. После этого концы балок «залечили», прогнивший местами подшивной потолок обработали специальными составами и прикрепили к новому подшивному потолку.

Плафон павильона «Вечерний зал» Царского Села Можно сказать, что самый сложный этап работы в Концертном зале пройден. Сейчас заканчивается реставрация искусственного мрамора и живописного плафона. А впереди реставрация уникальной напольной мозаики II-III века, привезенной из Италии специально для этих апартаментов.

Максимально сохранить искусство зодчих - вот первостепенная задача реставратора, считает Геннадий Кравец. Он старается применять те методы, технологии и материалы, которые были использованы мастерами прошлого.

В Арабесковом зале Екатерининского дворца, который тоже восстанавливается не один год, "поспорили" две эпохи. Первоначально отделка этого парадного помещения была выполнена по проекту Чарльза Камерона, а в середине XIX века здесь работал Ипполит Монигетти. Встал вопрос: на какой период воссоздавать убранство зала, если после войны в нем ничего не сохранилось? В архивах же остались эскизы Камерона и акварель известного художника Э. Гау, запечатлевшего оригинальные интерьеры. Об отделке Монигетти можно судить по довоенным фотографиям и описаниям в инвентарных книгах. Экспертная комиссия, в которую вошли представители КГИОП, музея-заповедника, генподрядчика и коллеги из Государственного Эрмитажа, решила руководствоваться свидетельством живописца - именно таким зал сохранялся до середины XIX века.

Арабесковый зал загадал и другие загадки. После войны в нем располагались казармы и учебные классы морского училища. Двухсветное высокое помещение перекрыли металлическими балками и сделали в нем два этажа. Поставили множество перегородок. Позже здесь была база отдыха, потом ресторан… Только на то, чтобы убрать лишние конструкции и придать помещению его исторический объем, ушло два года. Ну, а полностью обновленным зал предстанет к 2010 году.

В Тронном зале опытные специалисты сразу обращают внимание на дубовый паркет: что-то с ним не ладно. Исторический материал позволяет восстановить картину происшедшего. В конце 50-х годов прошлого столетия, в связи с отсутствием мореного дуба, реставраторы вышли из положения просто: часть фрагментов, которые должны быть темными, изготовили из ореха, пропитанного красочным составом. Со временем покрытие стерлось, и вид паркетного узора, мягко говоря, стал странным. Достать мореный дуб - задача невероятно сложная, однако Иван Петрович Саутов, руководивший тогда ГМЗ "Царское Село", был тверд: никаких подмен. Надо искать. "Это оказалось весьма непросто, - признает Геннадий Кравец. - Мало у нас территорий, где дуб вымачивается в естественной среде 15-30 лет. Существуют, правда, приемы искусственного морения, однако в нашем случае и это подмена. Грядет грандиозное событие, и основные юбилейные мероприятия будут проводиться в Тронном зале. Значит, здесь все должно быть на высочайшем уровне".

Антикамеры Екатерининского дворца (до реставрации) Между прочим, по словам реставраторов, в нарядном Тронном зале, который открыт для посетителей и является своего рода визитной карточкой музея-заповедника, много потерь позолоты. Прежде не было возможностей поддерживать в нем нужную температуру и влажность, стены отсыревали. Сейчас другая эпоха, и плоды труда реставраторов сохранятся гораздо дольше. А трудятся они буквально день и ночь, ведь жизнь в Екатерининском дворце не останавливается. Здесь проходят экскурсии, и многие сотни восхищенных гостей завороженно смотрят и на роскошные детали интерьера, и на тех, кто воссоздает это великолепие.

Антикамеры Екатерининского дворца (после реставрации) В целом с 1994 года силами «Ресстроя» воссозданы три антикамеры Екатерининского дворца, закончена комплексная реставрация Картинного зала, Кавалерской столовой, Белой парадной столовой, павильона «Вечерний зал» и так далее.

- Сегодня подход к реставрации иной, чем прежде, когда памятники зачастую подновляли участками, - отмечает председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина. - Политика нынешнего городского правительства, Комитета по охране памятников - воссоздавать исторический облик фасадов и помещений комплексно, то есть уделять пристальное внимание каждому квадратному сантиметру. Интерьер в целом, его элементы изучаются и документально, по архивам, и на практике, при помощи бережной расчистки.

другие статьи за 2009 год »