25.04.2024
В ПЕТЕРБУРГЕ ОБСУДИЛИ ВОПРОСЫ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА
19.04.2024
КОНКУРС "РЕСТАВРАТОР ГОДА- 2024"
11.04.2024
Конкурс профессионального мастерства «Реставратор года − 2024» пройдет в рамках выставки «ИнтерСтройЭкспо».
22.03.2024
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С ТЕРАКТОМ В CROCUS CITY HALL
09.02.2024
ВЫБОР ДЛЯ СТРАНЫ - ВЫБОР ДЛЯ НАС
20.11.2009
О чудесах реставрационных работ на Каменноостровском театре в профессиональных кругах знают давно. С тех пор, как Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников представил уникальную концепцию приспособления здания Летнего деревянного театра возрастом 180 лет под нужды самой современной театральной площадки, посмотреть на этот процесс хотели многие специалисты. В ноябре такая возможность представилась компаниям Союза реставраторов – ООО «Краски Города» пригласило коллег по цеху в гости на свой самый сложный объект. Выездное собрание по обмену опытом началось с краткого теоретического введения, но очень скоро переместилось на стройплощадку. Здесь у профессионалов возникло огромное количество вопросов по существу, начиная от идеологии реставрации и заканчивая нюансами деревообработки.
Особый интерес специалистов неизменно вызывает сама идея и исполнение подземного пространства под зданием театра, а это два этажа, один из которых технический.
- Поначалу мы с трудом себе представляли, как в реальности будут решены глобальные задачи, которые поставили заказчики, - признается архитектор, специалист ОАО НИИ «Спецпроектреставрация» Владимир Степанович Рахманов. - Многие считали, что те функции, которые решено возложить на это старое и ветхое здание, изначально рассчитанное только на сезонное использование, избыточны. Скажу честно, к критикам относился и я. Но та грандиозная работа, которая здесь проделана, меняет привычные установки. При том, что реконструированный Каменноостровский театр будет соответствовать самым современным требованиям, его исторический облик и материал сохранятся.
- Объект действительно очень сложный, но мы действуем по комсомольскому принципу «чем сложнее, тем интереснее», - подтверждает генеральный директор ООО «Краски Города» Серик Бегишев. - Получить такой опыт - это вообще-то огромное везение.
Глава компании-генподрядчика напомнил, что в реконструкции Каменноостровского театра задействованы лучшие специалисты в сфере реставрации и строительства, высоко зарекомендовавшие себя проектные, строительные и реставрационные компании. С.Х. Бегишев подчеркнул, что данный проект осуществляется под жестким контролем КГИОП и лично председателя Комитета В.А. Дементьевой. Специалисты КГИОП участвуют во всех совещаниях, где обсуждается ход работ, идет поиск решения сложных технических проблем на объекте.
Пристальное внимание специалистов Комитета к Каменноостровскому театру объясняется уникальностью как самого объекта, так и характером строительных и реставрационных работ. Один из их весьма примечательных этапов уже позади. Под массивным зданием был вырыт шестиметровый котлован и весь театр как бы «повис» на сваях. Теперь это можно увидеть только на фотографиях и видеопленке. В целом же на этом сложнейшем объекте удалось соблюсти консервационный характер производимых реставрационных работ.
Внутри Каменноостровский театр выглядит фантастично: пространственные укрепительные конструкции, множество подпорных балок, настилы и ограждения. Кажется, что объем вспомогательных деревянных конструкций сопоставим с объемом исторического деревянного материала.
Как рассказал собравшимся ведущий специалист ООО «Краски города» Дмитрий Львов, одной из важнейших задач нынешней реставрации и приспособления стало возвращение пространственной жесткости и устойчивости всего здания в целом. Эту задачу успешно решили, используя различные технологические приемы. Одним из этапов работ стало воссоздание существующей раскрепляющей системы - стяжных брусьев. Для устранения разбалансированности пространственных конструкций пришлось перебрать все элементы деревянного строения, а их более 5000. Бревна каждого участка стены вынимали по предварительно разработанной маркировочной схеме, через специально изготовленные технологические проемы. Для этого использовали домкраты, так как давление в каждой точке - не менее 20 т, а также раскрепительные конструкции, специально изготовленные для каждого участка стены.
При демонтаже деревянной обшивки в местах крепления кованными гвоздями высверливали отверстия. Таким образом удалось не расколоть старинную, сухую доску.
Все деревянные элементы, составляющие конструктивную основу здания, отреставрированы буквально поштучно, в оборудованной на стройплощадке мастерской. Старую древесину промывали, расчищали вручную, обрабатывали химическим средствами и подвергали термообработке для обеззараживания от плесени и личинок жуков-древоточцев. Места утрат восполняли вставками из старой древесины. Реставраторы «Красок Города» очень бережно отнеслись к оригинальному материалу, делая замену только в случаях невосполнимых утрат, а также в целях уплотнения.
Непростой задачей стало утепление театра, изначально предназначенного исключительно для использования в летний период. Специалисты НИИ «Спецпроектреставрация» приняли решение использовать в качестве утеплителя натуральный материал «Эковилла», произведенный из размочаленной древесины - промежуточного продукта при изготовлении бумаги. Таким образом, сохраняется «экология» здания и его естественный теплообмен. Разрыхленная масса нагнетается под давлением между основной стеной и ветрозащитной папкой, заполняя пространство между бревнами. В результате получается подобие «пуховика», прекрасно сохраняющего тепло и не подверженного деформации. Между этим утеплителем и внешней деревянной облицовкой остается воздушное пространство, обеспечивающее естественное проветривание фасада, что способствует сохранению и длительному использованию древесины и отсутствию «парникового эффекта». Поднимаясь по лесам с одного уровня на другой, реставраторы с большим интересом наблюдали за процессом утепления фасада.
Обсудили и уже отреставрированные деревянные колонны. При работе с ними применен «принцип реставрации мебели», что исключает шпатлевание поверхности древесины – настолько тщательно скруглены и подобраны формирующие их доски.
Вопросов, связанных с капителями, оказалось особенно много. Прежде каждый составляющий их декоративный элемент был прибит гвоздями, в результате чего детали лепного декора от соприкосновения с необработанным металлом были подвержены коррозии. Основания деревянных колонн были закупорены накладным и декоративными валиками, отлитыми из бетона, что приводило к намоканию и разрушению древесины.
Теперь все сделано по самым жестким правилам, с гарантией как минимум на полвека. Внутри полых колонн устроена вентиляция, элементы декора отреставрированы, металл крепления обработан антикоррозийным составом, сверху капители защищены от влаги, а для отвода воды устроены сливы.
По итогам выездного собрания каждый его участник отметил, что значение профессионального общения непосредственно на стройплощадке переоценить сложно. Любой объект, а тем более такого уровня, интересен именно в процессе работы, когда можно воочию рассмотреть применяющиеся на нем методики и технологии. Открытость и готовность поделиться опытом с коллегами – отличительная черта членов Союза реставраторов в целом, и в частности - тех компаний, которые не боятся конкуренции и уверены в своих силах.