Публикации за 2009 год

22.12.2009

Союз реставраторов:
Под знаком успеха

Под занавес уходящего года, следуя новогодней традиции подводить итоги и расставлять акценты, мы берем интервью у председателя Союза реставраторов Санкт-Петербурга, доктора технических наук Нины ШАНГИНОЙ. Разговор идет о насущном, что, впрочем, в сфере реставрации тесно сопряжено с вечным.

- Уходящий год практически для всех стал периодом жесткой экономии. Как реставраторы справляются со сложной финансовой ситуацией, в которой сегодня оказался российский бизнес?

Н.Н. Шангина - Все прекрасно понимают, что реставрация не может остановиться, потому что время, разрушающее памятники, не ждет. Реставрация продолжается ровно в тех объемах, в каких это необходимо для сохранения нашего уникального культурного наследия. Это стратегически важная для Петербурга задача. Ну а задача реставрационных компаний в сложившихся условиях – оптимизировать финансы, усовершенствовать менеджмент, найти и внедрить такие инновации, которые повысят их конкурентоспособность на рынке. Впрочем, сейчас ситуация в нашей сфере меняется к лучшему. Собственно, уверенность в том, что все сложности будут преодолены, в нас вселяла позиция городского правительства и лично губернатора Валентины Ивановны Матвиенко. Одно из доказательств – это уникальная губернаторская программа реставрации фасадов, которая началась в 2005 году, ни разу не прерывалась и будет продолжена в 2010-м. Никогда еще исторический Петербург не восстанавливали столь комплексно и масштабно. Очень важно и то, что Союз ощущает мощную поддержку профильного комитета КГИОП, в чьем ведении – весь в комплексе процесс сохранения культурного наследия в Петербурге.

- Какие вопросы сохранения культурного наследия сегодня наиболее актуальны? О чем говорят участники семинаров, конференций, собраний, организованных Союзом реставраторов?

- Прежде всего – об отсутствии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность реставраторов. Как верно заметила глава КГИОП Вера Анатольевна Дементьева, это мешает работе больше, чем вопросы, связанные с финансированием. За последние годы в Петербурге достигнуты уникальные результаты в деле сохранения культурного наследия, и пора наш опыт оформить нормативно.

Меня очень обнадеживает позиция главы Росохранкультуры Александра Кибовского, который признает парадоксальность ситуации, когда в Градостроительном кодексе нет даже слова «реставрация». Он заверил, что в Министерстве культуры России ведется активная работа по формированию соответствующей правовой, информационной базы. Впервые на эти цели выделены существенные средства. Ну а от нас, реставрационного сообщества, требуется содействие в создании методического обеспечения этих работ.

- Многих практиков наверняка устраивает ситуация, в которой не всегда есть четкие регламенты, что, как и в какой последовательности делать. Это дает определенную свободу, возможность найти новое, интересное решение.

- Но гораздо чаще это усложняет жизнь. Ведь план работ на объекте, включая конкретные методики, реставраторы должны согласовывать со специалистами КГИОП, которые оценивают их эффективность, безопасность для объекта, совместимость с историческими материалами… Можно, конечно, каждый раз изобретать велосипед и получать от этого творческое удовлетворение, а можно воспользоваться имеющимися наработками. Ведь множество интереснейших методик и технологий находится в головах и компьютерах специалистов. Это разрозненная и очень богатая база, которую нужно систематизировать, объединить, поместить в правовое пространство. Ну а свобода для творчества все равно останется в рамках официально разрешенного эксперимента. Для этого существуют институты и лаборатории.

- Волнующая всех строителей тема саморегулирования затрагивает интересы реставрационных компаний?

- Безусловно, и не меньше, чем интересы строительных компаний. Однако время пропаганды и споров на эту тему прошло, и теперь идет планомерная работа. В связи с тем, что реставрационная отрасль как понятие отсутствует, реставрационные предприятия оказались в особых условиях при переходе к саморегулированию. С одной стороны, реставрационные лицензии не отменены, с другой – требуется допуск к выполнению работ по списку приложения к Градостроительному кодексу. Следует сказать, что в Союзе реставраторов уже давно налажены основные механизмы саморегулирования. Давно существует Комиссия по качеству, Конфликтная комиссия, в состав Союза входят не только подрядные, но и проектные организации, и аккредитованные лаборатории, и поставщики материалов. Союз реставраторов представляет собой консорциум, способный решить комплекс проблем, связанных с развитием процессного подхода при реставрации объектов культурного наследия. Для того, чтобы сохранить и развить эти наработки, мы организовали филиал в составе зарегистрированной СРО строительного профиля – БСК. Филиал активно работает, и входящие в него организации имеют допуск на строительный рынок.

- Известно, что львиная доля средств на реставрацию поступает из государственного бюджета, и во многом от государства зависит жизнеспособность нашей отрасли. Как Вы относитесь к инициативе правительства активизировать процесс передачи памятников в частные руки?

- Эта тема, которая активно обсуждалась на осеннем заседании президиумов Госсовета и Совета по культуре и искусству под председательством Дмитрия Медведева, получила практическое продолжение. Известно, что на рассмотрение городского правительства поступил предварительный список из семи объектов, которые могут быть выставлены на продажу. В Москве, кстати, аналогичная программа уже действует.

Думаю, что желание государства перераспределить груз более рационально - вполне оправданно. Тем более в Петербурге, где половина из 7,5 тысячи объектов культурного наследия нуждается в реставрации, а более тысячи буквально ждет спасения. При том что только за последние пять лет из городского бюджета на реставрацию выделено почти 20 млрд рублей.

Конечно, все мы помним 1990-е годы, когда под предлогом социальной необходимости за бесценок были распроданы народно-хозяйственные и промышленные предприятия. Многие опасаются частичного повторения этого сценария. И в этой связи чрезвычайно важно, что прописана и практикуется процедура заключения вместе с договором купли-продажи жесткого, детально проработанного охранного обязательства, где определены и режим реставрационных работ, и контроль КГИОП, и возможность доступа к памятнику экскурсантов. Кроме того, на мой взгляд, следует повысить ответственность собственника, ужесточив санкции за нарушения охранного обязательства.

- Как все эти процессы регламентированы законом? Создано ли для приватизации памятников правовое поле?

- Вообще-то приватизация памятников в современной России и в Петербурге - не новость. Законодательная база для этого была создана еще в 2001 году, когда вышел Федеральный закон "О приватизации государственной и муниципальной собственности". В статье 29 этого закона прописан механизм приватизации культурного наследия. Однако спустя год, в 2002-м, появилась 63-я статья ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которая приостановила приватизацию памятников федерального значения до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

В работе над проектом распоряжения Правительства, касающегося разграничения государственной собственности, участвовали и специалисты петербургского КГИОП. Для нас это было особенно важно, потому что 63-я статья больно ударяла по реставрации. Подавляющее большинство памятников Петербурга было в федеральной собственности, и в них, по закону, нельзя было вкладывать деньги из городского бюджета. Приходилось выкручиваться. Стоит напомнить, что коллизия решилась 31 декабря 2008 года, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о разграничении прав собственности между Петербургом и Российской Федерацией на более чем 250 объектов культурного наследия. 155 объектов и памятников отошли городу, 119 - Российской Федерации. Таким образом, Смольный получил возможность искать памятникам рачительных хозяев, которые будут вкладывать деньги в реставрацию. Потому что приватизация нужна именно как один из инструментов дальнейшего сохранения объектов культурного наследия. Возможно, стоило бы еще повременить и поработать над законодательной базой до устранения всех белых пятен и противоречий. Однако глобальная финансовая ситуация диктует определенные условия.

- Где гарантия, что в список на приватизацию не попадут такие шедевры, как Адмиралтейство, Эрмитаж, Петропавловка?

- Конечно же, приватизация объектов культурного наследия не может быть массовым явлением, она, скорее, должна быть «точечной». Задача номер один – создать список объектов культурного наследия, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, независимо от принадлежности памятника к РФ или Петербургу. Для памятников федерального значения такой список есть, но Петербург должен разработать и свой перечень. Думаю, в нашем городе неотчуждаемых объектов должно быть значительно больше сотни.

- Знаете ли Вы примеры удачной продажи памятников частным владельцам?

- Конечно. Объекты культурного наследия переходят в частные руки после того, как инвестор их комплексно отреставрирует, то есть на условиях отсроченной собственности. Строгий надзор за их содержанием и, если нужно, последующей реставрацией, осуществляет КГИОП, он же организует экскурсии на такие объекты.

Ну а один из самых обнадеживающих примеров – это продажа практически развалившейся усадьбы Строгановых-Голицыных в Марьине, пригороде Петербурга. Проект ее реставрации выполнен с учетом обширной сохранившейся иконографии. Усадьбе в Марьине исключительно повезло, однако почти половина архитектурно-исторического наследия Ленобласти находится на грани исчезновения, и в этой ситуации частная собственность является единственным спасением.

- В преддверии Новогоднего праздника какие страницы в жизни Союза реставраторов Вам хочется отметить?

- Этот год был не менее насыщенным, чем предыдущие девять лет деятельности нашего Союза: выставки, научные и культурные мероприятия, международный обмен опытом… В октябре в рамках партнерства с ассоциацией итальянских реставраторов «Прорестауро» наши специалисты ездили в Италию на двухнедельную стажировку, приняли участие во флорентийской Международной выставке искусства и реставрации. А недавно нас посетила делегация другого профессионального сообщества – Консорциума культурного наследия региона Венето (Венеция). Итальянские коллеги приехали в Петербург, чтобы наладить профессиональные связи.

Только что Союз реставраторов получил диплом «ЛЕНЭКСПО» за активное участие в Международной выставке «Арт. Театр. Музей», а мы уже готовимся к 15-й ежегодной выставке «Государственный заказ Санкт-Петербурга», где наши кампании традиционно получают награды. Большим подарком Союзу стала абсолютная победа в конкурсе «Сделано в Петербурге» - его реставрационной части. Все четыре знака качества «ушли» к нам.

Это все события недавние, а если пролистать немного назад… 1 июля в Санкт-Петербурге четвертый раз прошел День реставратора. Однако впервые – в качестве официального городского праздника. Кульминацией торжества, собравшего около тысячи гостей, стало чествование первых обладателей уникального нагрудного знака "Почетный реставратор Санкт-Петербурга" трех степеней. Это серьезная веха и в нашей жизни, и в истории города.

Наконец, очень важно, что, несмотря на финансовые сложности, мы не закрыли проект по выплате профессиональных стипендий лучшим ученикам городских лицеев, готовящих кадры для реставрационной отрасли. Вообще-то система подготовки реставрационных кадров в Петербурге может служить примером сотрудничества бизнеса и образования. Мы поддерживаем профильные учебные заведения, а те, в свою очередь, модернизируют образовательные программы с учетом современных требований. Студенты реставрационных лицеев практикуются во многих компаниях, входящих в Союз реставраторов. Им доверяют работать на знаковых объектах города и Северо-западного региона, таких как здания Сената и Синода, Константиновский дворец, Павловский дворец, Смольный собор, другие известнейшие храмовые комплексы и культовые сооружения.

Преемственность и коллективная поддержка в нашем деле принципиально важны. Неслучайно, по словам директоров лицеев, до трети их учеников – это дети или родственники реставраторов. Значит, для успешного развития отрасли есть самое надежное основание.

другие статьи за 2009 год »