Публикации за 2011 год

26.04.2011

Возрожденное великолепие

Таврический дворец Выдающееся произведение русского классицизма — Таврический дворец — реставрируется не первый год. Петербургские специалисты в течение последних лет один за другим восстанавливали его роскошные залы. Теперь наступила очередь экстерьерного обновления, которое под руководством специалистов КГИОП осуществляли одни из лучших компаний города, члены Союза реставраторов Санкт-Петербурга: реставрацию фасадов здания производило ООО НПХК «Ремстройкомплекс», а знаменитой исторической ограды на Шпалерной улице — ООО «Матис».

Обновляя, сохранять

Чтобы понять, какую работу проделали реставраторы, достаточно вспомнить, что особняк, имеющий более чем двухсотлетнюю историю, полномасштабной реставрации подвергся впервые. В советские времена «реставрационные» работы здесь сводились к простому покрытию фасадов краской, между тем как полноценная реставрация предполагает не только внешнее обновление памятника, но и укрепление его внутренних конструкций. Позиция городского правительства и КГИОП в этом вопросе однозначна: первоочередная задача реставратора – максимальное сохранение исторических материалов и технологий.

Экстерьерная реставрация Таврического дворца предполагала целый комплекс сложнейших работ: и фасадных, и кровельных, и укрепление деревянных конструкций особняка, и обновление кованых металлических решеток. Такой комплекс работ должна была проводить крупная компания, имеющая соответствующие технические, технологические, кадровые ресурсы. Поэтому и было выбрано ООО НПХК «Ремстройкомплекс».

Вернув зданию тот блистательный внешний вид, каким он был при первом владельце – светлейшем князе Потемкине, реставраторы полностью сохранили историческую технологию устройства особняка и дошедшие до нашего времени исторические материалы.

В процессе работы выяснилось, что некоторые элементы внутренних, недоступных взгляду конструкций Таврического дворца, выполненных в XVIII веке из дерева, необходимо заменить. Конечно, сегодня проще и практичнее было бы заменить их металлическими аналогами, но... сохранение исторического соответствия для реставратора важно не только при работе с декорациями. В результате реставраторы специально заказывали балку определенного размера – и полностью повторяли историческую технологию устройства этого здания.

Трудоемкой оказалась работа с коваными решетками окон цокольного этажа. Каждое перекрестье этой решетки обхвачено цельнокованым кольцом. Для создания такого кольца приходилось сначала выковать незамкнутое кольцо, надеть его на перекрестье и, вновь прибегнув к горячей ковке, сковать окружность. Таких колец было изготовлено более тысячи.

Уделяя большое внимание вопросу о необходимости сохранения артефактов, директор ООО НПХК «Ремстройкомплекс» Никита Овчинников приводит такой пример:

– Мы работаем в Таврическом уже более десяти лет, отреставрировали большое число интерьеров. Так вот, в одном из залов мы сумели сохранить паркет, положенный еще при Екатерине II. Ощущение связи с прошлым в этом помещении было настолько сильно, что иногда казалось, будто Екатерина или Потемкин в любой момент могут войти сюда. Мы отреставрировали и укрепили этот паркет так, чтобы он как можно дольше хранил память о прошлом. Огромную помощь нам оказали специалисты КГИОП, во многом благодаря их профессионализму и искренней заинтересованности в сохранении памятника отреставрированные залы будут еще много лет радовать посетителей. Особенное восхищение вызывает архитектор КГИОП Галина Анатольевна Недашковская, которая много лет курирует реставрационные работы в Таврическом дворце и вложила в возрождение особняка немало сил и душевной энергии.

Иногда для максимального сохранения исторических материалов дворца – как при внутренних, так и при экстерьерных работах – требовалось использовать самые современные технологии реставрации, а иногда – наоборот – наиболее щадящим и эффективным оказывалось простое, веками проверенное средство. Так, расписанные живописью стены специалисты НПХК «Ремстройкомплекс» чистили… булкой. Обыкновенной сухой булкой. Высокоэффективных технологий сегодняшняя реставрация знает немало, но вот вещества, способного стирать пыль и грязь бережнее булки, не придумано до сих пор.

Таврический дворец

Ограда, пережившая лихолетья

Ровно та же задача – обновление при максимально возможном сохранении историчности – стояла и перед специалистами ООО «Матис». Невысокая чугунная ограда, почти ровесница основного здания, реставрировалась впервые. И состояние ее к началу реставрации было удручающим.

– Ограда серьезно пострадала во время войны, – рассказывает директор компании «Матис» Николай Матюшкин. – Сломы, сколы – следы осколков от снарядов. Зимой 42-го взрывная волна от упавшего неподалеку снаряда свалила половину ограды набок. Истощенные ленинградцы по собственной инициативе и собственными силами подняли ее и вернули на место.

Впоследствии советские реставраторы восстанавливали и обновляли ограду, но полноценной реставрации в силу объективных технических причин провести не могли. Так, элементы чугунной решетки и главного украшения – ваз с маскаронами, венчающих гранитные столбы, – в 50-е годы были воссозданы вовсе не из чугуна, а из силумина. Ленинградские реставраторы просто не имели возможности отливать детали из чугуна: это тугоплавкий материал, и для работы с ним нужны мощные печи сталелитейных заводов. Попасть на сталелитейный завод в тогдашних условиях было непросто, и реставраторы вынуждены были найти чугуну более легкоплавкую замену.

Таврический дворец По словам Николая Матюшкина, первоначальный проект реставрации не предполагал демонтажа ограды, но когда специалисты ООО «Матис» вышли на объект, стало понятно, что ограду необходимо полностью разбирать и реставрировать каждую деталь. Такую кропотливую работу реставраторы проделали не зря: она полностью преобразила ограду и вернула ей исторический вид.

Все силуминовые вставки и выполненные из силумина детали вновь стали чугунными. По словам Николая Матюшкина, одних маскаронов пришлось заменить двадцать штук. Огромный объем работ был проведен по гранитному цоколю ограды. Реставраторы убрали все трещины, заполнив их мастикой. Сколы, образовавшиеся в результате бомбежек и замазанные цементом во время предшествовавших восстановительных работ, теперь заполнены гранитными вставками, тщательно подобранными по цвету. Павильоны-сторожки были восстановлены, крыши их полностью переделаны, воссозданы дубовые двери и окна с круглыми дубовыми рамами.

В результате этой трудоемкой работы ограда как будто вернулась в XVIII век, преобразив не только ансамбль Таврического дворца, но и вид этого участка Шпалерной улицы. Профессионализм реставраторов и искренняя заинтересованность руководства КГИОП дали ограде вторую жизнь.

СПРАВКА:

Таврический дворец был построен архитектором Старовым для светлейшего князя Потемкина в 1789 году. Уже в 1791-м, после смерти хозяина, особняк перешел в собственность Екатерины II.

В 1797 году император Павел вывез из Таврического все ценности и разместил здесь Конногвардейский полк. Четыре года прослуживший казармой и даже конюшней, дворец, казалось, навсегда утратил статус одного из блистательных особняков имперской столицы. Однако Александр I после смерти отца занялся его восстановлением. Многие интерьеры дворца были полностью перестроены.

С 1906 года Таврический дворец – место заседаний Государственной думы. После февральской революции здесь располагалось временное правительство, а затем состоялось первое и единственное заседание Учредительного собрания.

В советское время здание было приспособлено под Высшую партийную школу, для чего еще раз были частично изменены его интерьеры.

С 1990 года ансамбль Таврического дворца входит в число памятников истории и культуры Всемирного наследия ЮНЕСКО и имеет в России статус охраняемого государством памятника федерального значения. При этом он остается одним из центров политической жизни – сегодня здесь располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи стран – участниц СНГ.

Материал предоставлен пресс-службой
Союза реставраторов Санкт-Петербурга

другие статьи за 2011 год »